ВЫСТАВКА «VIVA LA VIDA. ФРИДА КАЛО И ДИЕГО РИВЕРА».
Арт и Факты
01 февраля 2019

Мексиканская художница Фрида Кало известна даже тем, кто далёк от мира живописи. Пожалуй, более самобытную и харизматичную художницу сложно себе представить. Свою боль она смешивала с красками и каждую картину пропускала через себя, создав свой особый стиль. Посетив выставку, вы не только сможете насладиться живописью, но и почувствуете ту несокрушимую силу духа, воли и мужественности этой хрупкой женщины, которая вопреки всем ударам судьбы так неистово любила жизнь. Название выставки очень символично: «Да здравствует Жизнь!».

Впервые в Москве в ЦВЗ «Манеж» представлен масштабный выставочный проект «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера. Живопись и графика из музейных и частных собраний», который показывает шедевры, созданные Фридой Кало и Диего Риверой, и рассказывает историю супружеской пары, ставшей самой знаменитой в искусстве ХХ века. Основу экспозиции составляют работы из собрания Музея Долорес Ольмедо (Мехико), обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописных произведений Кало и Риверы, живопись и графика из частных собраний Европы и Латинской Америки, работы из собрания внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы и галереи «Арвил» (Мексика, США), никогда не экспонировавшиеся в России произведения из ГМИИ им. А.С. Пушкина, а также не публиковавшиеся ранее документы из российских государственных архивов. Зрители смогут увидеть одну из самых известных работ Кало – «Сломанная колонна» (1944), ставшую художественным символом силы женщины и своего рода манифестом ее страданий и стойкости к ударам судьбы. «Автопортрет с обезьянкой», все образы которого складываются в послание: Фрида снова не верит Диего, а силы ей дают ее прошлое и те, кто к ней привязан. Она стала первым в истории художником, который обратился к теме потери ребенка — «Больница Генри Форда» (1932), которая может показаться шокирующе интимной даже современному зрителю.

Фриду Кало нередко называли женским альтер-эго Сальвадора Дали.  «Фрида — это лента, обернутая вокруг бомбы», — так основоположник сюрреализма Андре Бретон описал искусство и жизнь великой мексиканской художницы Фриды Кало. Ее картины — гремучая смесь мексиканских народных мотивов и наивного искусства в духе французских модернистов. Критики причисляли работу Фриды «Раненый олень» к сюрреалистам, но она на протяжении всей жизни заявляла, что основой ее творчества являются не эфемерные аллюзии и парадоксальное сочетание форм, а пропущенная через призму личного мировосприятия боль утраты, разочарования и предательства. На выставке представлено более девяти десятков работ Фриды Кало и её супруга Диего Риверы от ранних до поздних — живопись, рисунки, литографии.

Построение экспозиции позволяет проследить все этапы творчества Диего Риверы: от увлечения постимпрессионизмом и кубизмом до реализма. Так, от глубоко личных работ Фриды зритель переходит к монументальным и социально-ориентированным произведениям Диего. Художник несколько раз был в СССР и подарил стране Советов несколько своих работ — на выставке   представлены наиболее значимые из них, например, картина «Славная победа» из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, которую в 1955 году он передал в дар Союзу художников. Это монументальное четырехметровое полотно, по счастливому стечению обстоятельств, не участвовало в злосчастной выставке за пределами СССР, в ходе которой пропала крупнейшая работа Фриды Кало «Раненый стол». Также среди работ Риверы показаны его так называемые «русские рисунки», сделанные им во время второго визита в СССР в 1956 году.

Зрители получат шанс разгадать тайну утерянного шедевра «Раненый стол» (1940). Это масштабное полотно было передано Советскому Союзу в 1945 году в составе большого дара от мексиканских художников. Однако затем, в 1955 году, картина была потеряна при перевозке на выставку в Польшу — до сих пор ее местонахождение неизвестно. Зрители познакомятся с фото- и видеодокументами из музейных и частных собраний, увидят фотографии из семейного архива, снятые отцом Фриды, фотографом Гильермо Кало, а также работы Жизель Фройд, которая в течение двух лет снимала повседневную жизнь Фриды, работы выдающегося американского фотографа Николаса Мьюрея, который с 30-х по 40-е годы был другом, доверенным лицом и возлюбленным Фриды. Дополняют экспозицию многочисленные фотографии и документальные фильмы о жизни и творчестве этой эпатажной пары. Также в рамках московского проекта организована масштабная параллельная программа, призванная исследовать и осмыслять феномен творчества двух самых известных художников Мексики. Выставка сопровождается образовательно-просветительской и культурной программой: лекциями кураторов, кинопоказами, театральными постановками и перформансами. Этой зимой в Москве воссоздана удивительная противоречивая вселенная одной из самых влиятельных артистических пар двадцатого века — Фриды Кало и Диего Риверы, где яркая мексиканская культура переплетается с эпатажной модой, а революционные манифесты соседствуют со страстной любовью.

Выставка продлится до 12 марта.

Дарья Оссовская.

Популярные новости