АКЦЕНТЫ: КАЖДЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ КЕМ ХОЧЕТ ⋆ Apollo
АКЦЕНТЫ: КАЖДЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ КЕМ ХОЧЕТ
Искусство
16 февраля 2022

Основной посыл Венецианского биеннале этого года: картины авторов будут отражать изображение тел и их метаморфозы, взаимодействие людей и технологий, связь между телом и землей.

В основе проекта – произведения женщин-творцов и гендерно-нонконформных художников. Среди них наши соотечественницы Александра Экстер, Мария Васильева и Женя Мачнева.

Кстати, название биеннале этого года восходит к книге художницы-сюрреалистки Леоноры Каррингтон «Молоко сновидений». Куратор выставки Чечилия Алемани видит в этом глубокий смысл. Воображаемый мир Каррингтон, считает Алемани, полон возможностей: здесь каждый может стать кем-то еще.

Акцент на работах женщин и гендерно-нонконформных художников бросают вызов фигуре человека как центра Вселенной. В этой точке зрения едины и участники выставки: Паула Регу, Кристина Куорлз, Кароль Рама, Барбара Крюгер, Ибрагим Эль-Салахи, Али Черри, Прабхакар Пачпут, Линн Хершман Лисон, Маргерит Юмо, Розана Паулино и выпускница Школы молодого художника фонда «Про Арте» Женя Мачнева. Кстати, работ будет много — 213 художников из 58 стран и 180 авторов в первый раз принимают участие в выставке такого масштаба.

Москва. Синтетический город. Александра Экстер, 1914 год

Манифест куратора выставки Чечилии Алемани состоит из вопросов, в том числе, и риторических: «Вопросы, постоянно возникающие в этих диалогах (с художниками — прим. Апполо), по-видимому, отражают тот исторический момент, когда само выживание вида находится под угрозой, а также резюмируют многие другие вопросы, которые пронизывают науку, искусство и мифы нашего времени. Как определяется изменение человека? Из чего состоит жизнь и что отличает растения и животных, человека и нечеловека? Каковы наши обязанности по отношению к планете, другим людям и другим формам жизни? И как бы выглядела жизнь без нас»?

Женя Мачнева.Олимпийские медведи из проекта «Тираж 1/1», 2015

Как и многие предшественники Алемани, она обращается и к традиции, главным тенденциям искусства первой половины ХХ века, чтобы показать преемственность и цикличность творческих идей.

В логической структуре выставки «запаяны» в символические капсулы времени — пять отдельных павильонов. В одной, где развивается тема трансформации тела, работы 30-ти художников, тяготеющих к авангарду. В капсуле «Технология очарования» — итальянские художники 1960-х годов, они рассказывают об эволюции тела и машин.

Мария Васильева. Танец. 1913

В павильоне России разместится проект «914», его делают художник и преподаватель Школы Родченко Кирилл Савченков и Александра Сухарева, принимавшая участие в выставке Documenta 13 и биеннале Manifesta 10. Работа для биеннале станет их первым большим совместным проектом.

Куратором проекта российского павильона стал писатель и преподаватель Института Сандберга Раймундас Малашаускас, который в 2012 году вместе с Каролин Христов-Бакарджиев курировал Documenta 13.

«Проект Кирилла Савченкова и Александры Сухаревой, который будет представлен в стенах только что отреставрированного павильона РФ на Венецианской биеннале, — это обмен жестами, попытка передать всю сложность телесных, материальных и технологических проявлений эпохи. Здесь обозначается переход между разными состояниями, извилистый путь от будущего к прошлому, смазанная граница между живым и мертвым (в том числе Искусственным Интеллектом), между днем и ночью», — так представляет выставку сайт павильона России.

Популярные новости