ПЕЛОПОННЕС: БАБОЧКА, СГОРАЮЩАЯ В ПЛАМЕНИ ⋆ Apollo
ПЕЛОПОННЕС: БАБОЧКА, СГОРАЮЩАЯ В ПЛАМЕНИ
Искусство
25 апреля 2018

Многие легенды настолько перемешались с реальностью, что трудно отличить, где кончается правда и начинается вымысел. Ещё Ганс Христиан Андерсен говорил: «Нет сказок лучше тех, что придумывает сама жизнь». И история реальных героев вписывается в историю страны, оставляя память о любви, ставшей легендой.

Около десяти лет назад на Пелопоннесе, в Навплионе, первой столице освобождённой Греции, прошла выставка, посвящённая жизни и трагической гибели Иоанна Каподистрии, погибшего от руки убийц. Среди личных вещей первого правителя новой Греции оказалось золотое кольцо, на котором изображена сгорающая в огне бабочка. Это кольцо Иоанн Каподистрия преподнёс Роксанде Стурдза, фрейлине императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I. Бабочка, сгорающая в огне, — символ пламенеющей любви, которая не угасает. Иоанн Каподистрия подарил кольцо с этой бабочкой Роксандре Стурдза в подтверждение неослабевающего чувства и в знак расставания. Это произошло на знаменитом Венском конгрессе, положившем начало новым взаимоотношениям государств в Европе, куда приехал император с императрицей, а вмести с ними и её фрейлина Роксандра Стурдза. Эта бабочка напомнила об истории любви, которая владела сердцами двух людей того времени. Но, в то же время, это история любви к многострадальной земле Эллады, поскольку их сердца объединяла идея освобождения Греции от османского владычества. Отсюда, с этого полуострова, на котором находится Навплион, зародилось и распространилось движение борцов за свободу, которое привело, в конце концов, к независимости страны. И не случайно, что именно земля Пелопоннеса стала родиной свободы. С самых древних времён здесь царил особый дух свободы и независимости, который известен нам по истории Спарты. Бабочка, сгорающая в огне, рассказала нам историю любви и историю свободы. Но — обо всём по порядку.

Мерило мироздания.

По мнению древних, Солнце представляет собой раскалённый кусок металла, превосходящий по величине Пелопоннес. То есть, точкой отсчёта всего мироздания древние греки считали полуостров, бывший когда-то, в незапамятные времена, островом. Само Солнце, следовательно, по размерам было равно примерно трети всей площади континентальной Древней Греции, а география, как известно, диктует политику государства, а, вместе с тем, и его историю. Жители острова Великобритания столетиями пользовались выгодами своего географического положения, а континентальные государства всегда стремились к наиболее удобным в географическом отношении границам. Большинство войн на земле велось именно по этим причинам. Древняя Греция в этом плане не была исключением, а, скорее, напротив, давала примеры формирования государств в непримиримой и кровавой борьбе со своими соседями. Полуостров Пелопоннес — место рождения греческой цивилизации, и, поскольку культура Древней Греции лежит в основе культуры всего западного мира, то, соответственно, с этого изрезанного горами и многочисленными морскими бухтами полуострова можно начинать отсчёт истории Европы.

В мифологической истории Пелопоннеса переплетается много кровавых и жестоких сюжетов. Пелопоннес — буквально «остров Пелопса», героя греческого мифа, согласно которому он, будучи мальчиком, был предложен в пищу богам Олимпа на пиру, устроенном его отцом, Танталом. Боги воскресили Пелопса, который впоследствии стал их любимцем и воспитывался в общении с ними. Став взрослым и покинув Олимп, Пелопс пережил многие приключения, влюбился, покорил с помощью Посейдона Гипподамию, дочь царя города Писы Эномая, женился на ней и родил множество детей. Со временем Пелопс завоевал весь полуостров, который и назвал своим именем. Все эти события согласно тем же мифам происходили примерно три с половиной тысячи лет назад.

В итоге перемещений разных этнических групп население полуострова того времени оказалось крайне разнородным — они говорили на диалектах греческого языка. Так формировалась нация, при всех внутренних противоречиях объединённая одним языком.

В начале первого тысячелетия до н. э. дорийские завоеватели осели пятью поселениями и образовали главный центр, получивший название Спарта. При этом процесс преобразования поселений в государство занял примерно сто лет. Эти пять поселений и впоследствии оставались важнейшими составляющими частями Спарты. Мифология, которая в Греции, кажется, объясняла всё, говорит о том, что основателем Спарты был выходец из Пелопоннеса легендарный Геракл. Согласно той же мифологии, потомки Геракла, называвшиеся Гераклидами, царствовали в Спарте все время ее существования.

На протяжении двух тысяч лет земля Пелопоннеса переходила из рук в руки. В 1699 году Турция признала власть Венеции над полуостровом. Правда, это соглашение вскоре было нарушено самой же Османской империей, и с тех пор ее владычество над полуостровом и над основной частью Греции сохранялось до 1821 года. Свободолюбие и стремление к независимости проявились в полной мере — первые выстрелы восставших против тирании прогремели именно на Пелопоннесе, но очень скоро огонь восстания охватил всю Грецию.

Посильную помощь восставшим оказывали русские добровольцы. Православная вера объединяет два народа — русских и греков, и именно это обстоятельство в первую очередь стало ключевым обстоятельством в том интересе, который проявляли русские путешественники и паломники к Греции и, в частности, к Пелопоннесу. Еще в 1723 — 1747 годах киевский монах Василий Барский совершал путешествие по святым местам и отмечал тёплый приём, который греческое население оказывало русским путешественникам почти везде. В XIX веке борьба за свободу Греции продолжалась несколько лет с переменным успехом, но решающее морское сражение с турецкой стороной произошло под Наварином. Главную роль в сокрушительном поражении турецкой эскадры сыграл русский флот под командованием контр-адмирала Логина Петровича Гейдена. Он принял на себя главный удар противника и уничтожил большую часть его кораблей.

1 апреля 1827 года народным собранием в Трезене первым правителем независимой Греции на 7 лет был избран министр иностранных дел России граф Иоанн Каподистрия. Интересно, что Каподистрия был избран на пост не президента, а «кибернитиса», что значит кормчий, управляющий (кстати, отсюда слово «кибернетика»). В годы службы в России для Каподистрии освобождение своих братьев было единственной целью его политики.

Иоанн Каподистрия — Роксанрда Стурдза: история одной любви.

Филипп Вигель, приятель Пушкина и автор интереснейших воспоминаний, так описывал Роксандру Стурдза: «Наружностью ее плениться было трудно, но лишь только заговорит, и вы очарованы, и даже не тем, что она скажет, а единственно голосом ее, нежным, как прекрасная музыка. Какое совершенное отсутствие гордости и злобы. Превосходство души в ней равнялось превосходству ума…».

Иоанн Каподистрия познакомился с ней в 1811 году в доме адмирала Павла Васильевича Чичагова, несправедливо обвинённого впоследствии Кутузовым в том, что именно он упустил Наполеона при Березине.

Роксандра так писала впоследствии об их знакомстве: «Граф Каподистрия принадлежит к числу людей, знакомство с которыми составляет эпоху в жизни, не говоря уже о приманчивости исторической. Его прекрасная наружность, отмеченная печатью гения, может служить предметом изучения для живописца и физиономиста. Умом ясным, плодотворным и тонким он обнимает всё, чем займётся».

Роксандра, в свою очередь, поразила Каподистрию сразу, привлекла его редким обаянием, пленительным голосом, а более всего — страстным стремлением к освобождению Греции от османского ига. Она оказалась прекрасной собеседницей: блестящее образование, полученное на дому, проницательный ум позволяли ей поддерживать разговоры практически на любые темы — от философско-религиозных до политических. При этом рождённая в столице Османской империи Константинополе Роксандра была гречанкой по матери и молдаванкой по отцу. Её предки были господарями Молдавии, так же находившейся под гнётом Турции, как и Греция. Лишь в 1812 году по условиям Бухарестского договора с Турцией Молдавия отошла к России, что, конечно, значительно облегчило положение её жителей. Но тема угнетённой Греции занимала значительное место в жизни Роксандры. Весь круг её знакомых, собиравшихся в доме адмирала Чичагова, волновал этот вопрос. К этому кругу знакомых впоследствии примкнул и Пушкин, навсегда пленившийся умом и обаянием очаровательной молдаванки. Иоанн Каподистрия нашёл в Роксандре горячую сторонницу любимой им идеи освобождения Греции от турецкого ига. Их чувства были обоюдны, но Каподистрия поначалу не решился сделать предложение фрейлине императрицы.

Сам Каподистрия к этому моменту уже был причислен к министерству иностранных дел и вскоре в статусе начальника канцелярии по специальному поручению был послан в Швейцарию Александром I, который дал ему такую рекомендацию: «Каподистрия человек весьма достойный по своей честности, мягкости обращения, по своим познаниям и либеральным взглядам. Он родом из Корфу, следовательно, республиканец, и выбор мой остановился на нём именно потому, что мне известны принципы, которыми он руководствуется». В войну 12-го года Роксандра была рядом с семьёй императора, который благоволил к ней, часами беседуя с ней, но, судя по всему, их отношения были чисто платоническими. С Каподистрией Роксанадра до их последней встречи в Вене вела оживлённую переписку, В письмах он признавался в любви к ней, в том, что лишь она одна необходима ему «для счастья жизни». Она отвечала ему взаимностью и предполагала, что счастье их будет обоюдным. Но в этой истории любви есть два момента, которые, возможно, послужили причиной если не охлаждения чувств, то, по крайней мере, причиной их расставания. Момент первый. Пользуясь своим влиянием на Александра I (а оно действительно было очень большим), Роксандра попросила императора пригласить Иоанна Каподистрию на Венский конгресс, что царь исполнил с большой охотой. Но такая протекция смутила Каподистрию, который попал в несколько нелепое положение фаворита фрейлины императрицы.

Второй момент связан с их обоюдным стремлением к освобождению Греции, но к этому вопросу они подходили несколько по-разному. Дело в том, что Каподистрия был великим дипломатом, хорошо разбиравшимся в чувствах и помыслах, руководивших действиями императора, а потому он всегда избегал излишнего давления на Александра I. Роксандра же допустила в этом вопросе неосторожность, которая привела к тяжёлым последствиям для Иоанна Каподистрии.

Во время проведения Венского конгресса Роксандра Стурдза пригласила Александра I и императрицу на обедню в местную греческую церковь. Именно в этой церкви и именно в этот день после долгой разлуки произошла встреча Роксандры Стурдза и Иоанна Каподистрии, приехавшего сюда из Швейцарии по прямому приказу императора.

Приглашение было принято, но после обедни вся улица перед церковью оказалась запруженной народом, громко приветствовавшим императора как главную опору в деле освобождения Греции от османского ига. Государь был крайне недоволен создавшимся положением и громко выразился, что побранит Роксандру, так как она — виновница этого шума. Император опасался негодования австрийского двора и дипломатического скандала.

Инициатива Роксандры, которая привела к недовольству императора, вызвала также недовольство и Каподистрии, который увидел в этом величании государя перед греческой церковью нарушение всяческих дипломатических норм. Он справедливо опасался перемены настроения императора в вопросе греческого освобождения, поскольку хорошо был знаком с его настроениями и нежеланием чем-либо спровоцировать очередную русско-турецкую войну. Возможно, именно этот случай послужил причиной перемены намерений Каподистрии жениться на Роксандре. Именно вопрос освобождения родины, на который они смотрели по-разному, развёл их в разные стороны. Конечно, оба они любили Грецию и оба страстно желали её освобождения, но Каподистрия был искусным дипломатом, а Роксандра, при всём её уме и обаянии, оказалась подверженной импульсивным чувствам, которые привели к непредсказуемым последствиям. Конечно, Каподистрия был прав, поскольку вопрос об освобождении Греции после смерти Александра I был поднят уже Николаем I, который оказался гораздо более решительным человеком, чем его брат.

Драма взаимоотношений Иоанна Каподистрии и Роксандры Стурдза — это одновременно и драма любви, и драма патриотического чувства.

Сама Роксандра так вспоминала об этом случае в своих мемуарах: «Граф Каподистрия не разделял радости моей, Ипсиланти и других друзей по поводу праздника в нашей церкви. Он даже выразил мне своё неудовольствие. Ежедневно видаясь со мною у моей матери, он не только не показывал мне участия, которого я была вправе ожидать, судя по его письмам, но если и говорил со мною, то всякий раз с непонятной резкостью. Я отвечала ему кротко, либо отделывалась молчанием. Но в один день он подал мне перстень, на котором вырезана бабочка (символ души), сгорающая на свечке. Я приняла подарок, но объяснения не просила. Сердце моё было оскорблено, и я смутно постигала происходившее в этой гордой и недоверчивой душе. Моё уважение к нему от того усилилось; но я сама была слишком горда, чтобы стараться разубедить его».

Возможно, эта драматическая история любви каким-то образом получила огласку, но сам император сказал однажды Роксандре, что из всех известных ему людей только граф Каподистрия был бы её достоин. Роксандра имела смелость просить Александра I не заботиться о её судьбе, что было исполнено императором с большой неохотой.

В словах, написанных Роксандрой об их последней встрече сквозит нотка обиды, но, тем не менее, они расстались полные добрых чувств друг к другу: «Разговаривая с Каподистрией, я ему сказала однажды, что не желаю никаких объяснений по поводу его писем, желания моей семьи и друзей и толков в обществе относительно нашего брака, а предлагаю ему дружбу мою, как сестра, а от него прошу братского чувства, заверив при том, что будущность моя вовсе меня не заботит, и что во всяком случае я не выйду замуж в России. Не знаю, понял ли граф Каподистрия мою мысль; по-видимому, слова мои его тронули, и мы разошлись с изъявлениями взаимного доверия и дружбы».

Это история платонической любви, любви на расстоянии, память о которой оба хранили до самой смерти. И, всё-таки, в этой любви осталась загадка, которую пытался разгадать даже Пушкин, также приведённый в восхищение Роксандрой её умом и обаянием. В то же время, Иоанну Каподистрии мы обязаны тем, что именно он спас Пушкина в тот момент, когда опальному поэту грозила ссылка в Сибирь. Будучи начальником Пушкина по коллегии иностранных дел, Каподистрия добился от Александра I замены грозившей Пушкину ссылки в Сибирь на перевод в Кишинёв для службы в Бессарабии. Поэт был бесконечно благодарен Каподистрии за его вмешательство в свою судьбу. В 1821 году, спустя шесть лет после последней встречи Роксандры с Каподистрией, Пушкин на полях рукописи «Руслана и Людмилы» рисует её силуэт. И не случайно рядом с этим силуэтом нарисованы три портрета Каподистрии, словно поэт пытался вглядеться в них, чтобы разгадать мотивы их расставания.

Как бы то ни было, но именно Греция стала подлинной возлюбленной Каподистрии, именно ей он отдал все свои помыслы и именно ради неё он пожертвовал жизнью, став жертвой хладнокровного убийства по политическим мотивам.

Новая история.

В древности общество на Пелопоннесе было принципиально закрытым для иноземцев. Спартанцы предпочитали «вариться в собственном соку», избегая внешних контактов. По этой причине Пелопоннес долгое время оставался в известной степени terra incognita — неизведанной землёй для остальной части тогдашней ойкумены — освоенной человечеством части мира.

Как ни странно, но такое положение дел оставалось таковым и после обретения Грецией независимости — узкий Коринфский перешеек, соединявший Пелопоннес сухопутным путём с остальным миром ограничивал сюда свободный доступ для кого бы то ни было.

В новейшую эпоху прямого доступа на полуостров для иностранцев долгое время тоже не было, ведь построенные близ городов Араксаса и Каламаты аэропорты выполняли только внутренние рейсы, так что туристам сюда приходилось добираться с пересадками. Морским путём приходилось также добираться только с помощью паромов с континентальной Греции.

Положительные сдвиги в этом вопросе произошли в последние годы. Сравнительно недавно аэропорты получили статус международных, и доступ на полуостров туристов стал куда более открытым. Прямые рейсы сюда стали выполняться и из России. На западном побережье Пелопоннеса находятся лучшие в Греции пляжи и недавно построенные отели, отвечающие самому последнему слову в деле туристического бизнеса. Наилучшие отзывы об отдыхе в знаменитых отелях на Пелопоннесе оставляли наши знаменитые артисты и бизнес-элита. Выбирают отдых на полуострове даже лауреаты Нобелевской премии. Например, физик Жорес Алфёров, который ценит отдых именно на Пелопоннесе за то, что получает возможность держать себя в хорошей физической форме, за безупречно чистое море, за красоту окружающего мира. Так что можно говорить о том, что только в наши дни завершается путь Пелопоннеса к открытому миру — от жёсткого неприятия внешнего мира Спартой к дружелюбному и благожелательному отношению к иностранцам, в том числе и к тем, кто приезжает сюда из России.

Рафаел Айрапетян.

Популярные новости