Специально для нового номера журнала мы побеседовали с Азарием Плисецким. О свободе, семье, жизненных принципах и, конечно же, балете — читайте в нашем интервью.
Тема этого номера – СВОБОДА. Знаю, что ваши первые слова были «хочу за зону», но ведь, когда ты маленький человек, еще не осознаешь, что мир, в котором ты живёшь – он несвободный. Или Вы это чувствовали с детства?
Наверное, все-таки чувствовал. Конечно, я логически не осознавал, что это такое, но слышал от других, что есть другой мир. И когда вдруг меня куда-то брали за колючую проволоку – на работу, может быть, я как-то познал это, что там за проволокой лучше, чем дома. Дом был на нарах.
Когда Вы оказались на поселении, там уже было иначе?
Сначала – Бутырки. После Бутырок выгрузили в чистом поле — село Малиновка, где профессиональных бараков, таких, как мы представляем себе, не было. Были переделанные из хижин домишки. Потом я их увидел много лет спустя, когда ездил туда на открытие мемориального комплекса.
Москва Вас поразила, когда Вы в неё приехали? Вам же было лет пять?
Меньше. Это был май 41-го года. Мне было четыре года.
Удивительно, что только Вы вернулись в Москву, началась война и опять пришлось куда-то ехать…
Опять собираться куда-то…
Опять оказалось, что жизнь диктует, что надо делать.
Да. Это все время меня преследовало. Никаких планов – как сейчас. Только то, что подскажет жизнь. Она оказывалась зачастую мудрее, чем можно было предположить.
Так получается в Вашей судьбе, что из-за того, что Майя Михайловна была рядом, да и вообще такая семья – Вы тоже пошли учиться в балетное училище. Или все-таки это был Ваш свободный выбор?
Сначала, когда мы вернулись из эвакуации и настало время идти в школу, я поступил в ЦМШ. Меня взяли туда и готовили на пианистическую стезю. Вокруг меня в нашем классе были замечательные ребята, которые стимулировали учёбу – такие, как Володя Ашкенази, Фахми. В музыкальной школе я проучился почти три года, пока наконец не перевесила хореография. А перевесила она так, что некуда было деваться от неё – все о балете: Мита (тетя А.М. – Суламифь Мессерер) приходила, рассказывала о балете, Майя жаловалась на притеснения какие-то или неудачи, Алик (брат А.М.) страдал в выпускном классе. Некуда было деваться – я тоже захотел в этом супе повариться.
Когда Вы росли в Советском союзе, проведя первые годы в таких местах, наверное, в доме было определённое отношение к миропорядку вокруг, но Вы чувствовали идеологическое давление ещё школьником? Это как-то Вас мучило, что про себя Вы возможно думали иначе, чем та официальная идеология, которая была во всем.
Конечно, чувствовал искусственность всей этой эйфории счастливого детства. Помню даже, что у нас в школе был какой-то медик-психиатр, опрашивал всех, и мне пришлось комментировать фильм «Кубанские казаки». Он говорит: ну что ты можешь сказать? И я помню, как сказал: да ну что это? все страшно искусственно, так же взаправду не бывает.
И он очень подозрительно на меня посмотрел. Мне это почему-то запомнилось, и я подумал, что может быть я что-то не то сказал.
Когда Вы первый раз оказались за границей, как это на Вас подействовало? Вообще Вы мечтали оказаться за границей?
Конечно! Уж если я даже первые слова сказал: хочу за зону, меня и дальше это желание сопровождало. Первая поездка была в Китай с Большим театром, но это условная заграница была – беднота, серость. Это было десятилетие китайской революции, ещё до ссоры с Хрущевым, и принимали нас потрясающе. Правда, там было страшно убого, но кормили нас здорово. Все было внове, но свободой там и не пахло. Помню, у нас была такая девочка, Маша Городская, она вела дневник и как-то в автобусе его забыла, и дневник этот стал предметом обсуждения чуть ли не на партсобрании. Она писала, что все скучно, все серо, и ее осуждали за то, что она не разглядела прелести революции. Такое судилище над ней устроили.
А Вам приходилось принимать участие в таких судилищах? Или Вы как-то этого избегали?
Самое страшное судилище, которого я не избежал, хотя и не участвовал, было собрание в филиале Большого театра по поводу Пастернака.
Даже там обсуждали?
Ну как! Я помню, была певица Валя Клепацкая, которая выскочила на трибуну и сказала, что его повесить надо, расстрелять, выслать. Какие только слова она не говорила. И этот переполненный зал нашего бывшего филиала одобрительно гудел. Никто не продекламировал: «Гул затих, я вышел на подмостки, прислонясь к дверному косяку /…/». Я подумал, что если бы я знал тогда эти стихи – вышел, то это был бы…
Это был бы «Последний день Помпеи». А как Вы в том возрасте мирились с этим? Какие-то ставили внутренние заслонки? Это же очень страшно, противно, и деваться некуда.
Мы всю жизнь жили с оглядкой на телефон. Если заходили какие-то дискуссии, то на телефон клали подушку.
Правда?
Я помню это. Это завсегда существовало.
Тогда уже? Я думала, только наши телефоны сейчас за нами следят.
Сейчас они более совершенны. Сейчас подушкой, по-моему, не обойдёшься.
Тогда все было с оглядкой: это нельзя говорить, то нельзя…
А Вам надо было быть членом партии?
Надо было. Иначе бы я не поехал — у нас тогда весь наш выпуск «загребли» так сказать, перед Америкой. Перед поездкой в США это было – 62-й год. Ну что делать.
И что, экзамен какой-то надо было сдавать?
Да нет. Так, характеристика. Это формальность полная была. Я не слишком тяготился этим, потому что, как я сейчас вспоминаю, ухитрился за все время ни разу ни на одном собрании не побывать. Честно – ни на одном. Под любым предлогом. Каким-то чудом мне не поставили это на вид.
Из Ваших заграничных поездок, первой страной, которая Вас впечатлила, была Америка?
По-настоящему нет – Турция перед этим была. Небольшая поездка: маленькая наша группа отправилась в Турцию. И это уже была капстрана, то что называется: с какими-то шикарными машинами, с какими-то замечательными магазинами, где я мог купить себе и Алику обувь.
Как раз сегодня у кого-то прочитала, как в советские годы возмущались: до того уже обнаглели, что покупают вещи второй и третей необходимости.
Тогда покупал ещё первой необходимости. Самый минимальный подарок вызывал восторг. Помню, дружил тогда очень с ребятами из «Современника» и сыну Игоря Кваши купил галстучек с Микки-Маусом – это был страшный восторг, и мне много лет спустя припоминали, как это было здорово.
А вы, кстати, когда ездили в эти зарубежные поездки, должны были делиться на группы?
Первые поездки – да. В Штатах это было нужно.
И отчёты надо было писать?
Нет-нет, такого не было.
Когда Вы в такие поездки ездили, была возможность с кем-то встречаться? Или Вы даже не пробовали. Ну грубо говоря, если Нуреев приходил, или кто-нибудь из эмигрантов?
С Мишей Барышниковым, когда мы встречались, это в таком секрете было всегда, да и с Рудиком тоже. С Майей мы ходили к нему в гости, и мы уж как шли, оглядывались на всех – не идёт ли кто-нибудь за нами.
Это в каком городе было?
В Париже мы к нему ходили.
В эту квартиру на набережной?
Он тогда ещё на набережной Вольтера не жил. Это в самом начале было. Сейчас вспоминаю где мы общались тогда – на Place Dominican, он жил там у кого-то, или снимал – не знаю.
Надо же было еще договориться как и куда прийти, когда.
Да. Это все сопряжено было с почти подпольной работой.
Но вы рисковали.
Да, сильно, потому что попасться на этом — значило перечеркнуть все.
Я к тому, что Вы все-таки брали на себя эти риски. Значит, это было интереснее.
Интереснее. Конечно, увидеться-поговорить.
А в каком году это было, в 60-ые?
65й-67й годы.
В итоге Вас никто не засек?
Нет. В тот раз пронесло.
Когда Вы так тайно встречались с Рудольфом или с Барышниковым, о чем были разговоры? О балете?
С Мишей – нет. Эскарго он меня научил есть. Мы пошли с ним в какой-то ресторан около ОперА, и он говорит: давай закажем эскарго.
Я тогда их первый раз ел.
А где и когда Вы купили себе камеру?
В Москве. Появились немецкие камеры и восьмимиллиметровые плёнки к ним. Их в продаже не было, и мы придумали – покупали 16-миллиметровую плёнку и смастерили такие резачки с бритвой посередине, то есть можно было эту плёнку протянуть через резак и получалось две восьмимиллиметровых. 13-37
Приходилось идти на разные выдумки.
Да, голь на выдумки хитра. Сами проявляли – все самостоятельно было.
Вообще у Вас огромная любовь к технике с детства, наверное?
Да, дядя-технарь привил мне это. Я все время конструировал какие-то машинки, что-то складывал, потом авиамодельные все эти дела меня увлекали. Как-то в жизни пригодилось это.
Мне кажется, Вы и самолёт пилотировать можете, и вообще всеми видами транспорта владеете.
Вот только что с лодки слез. Самолёт – это всегда была моя мечта. Но так и не удалось получить права, хотя я много раз летал с инструктором и выполнял все, что он требовал. Но до конца не довел. Упущение в моей жизни.
А машины любите водить?
Машины? у меня с 57-го года права, как только кончил школу. И первый «Москвич» был. Не мыслил себе жизни без машины.
Мне кажется, что умение всем этим «рулить» тоже даёт большую свободу, даже как бы больше, чем чисто передвижение.
Это абсолютно так. Реально расширяются горизонты, когда можно было вдруг вечером собраться, и кто-то говорит: «поехали в Крым», например. Утром собирались и ехали на «Москвиче» два дня, прокалывали шины, меняли, ремонтировали сами, но доезжали.
Ещё по тем дорогам и, по-моему, в отсутствие бензоколонок.
Абсолютно. Канистры загружали с бензином.
Вы бесстрашный.
Есть что вспомнить. Именно в связи со свободой. Так хотелось максимально расширить свои горизонты видения всего. Но и в искусстве то же самое. Хотелось видеть не только наши стандартные балеты, но и что-то ещё. Когда приезжали зарубежные труппы, как интересно было смотреть их спектакли. Мне даже довелось у Харольда Ландера позаниматься, когда Гранд Опера приезжала. Ландер предложил всем прийти в класс, а пришли только мы с Петькой Адриановым.
Чего ж так?
А все остальные испугались.
Почему испугались, интересно?
Чего-то незнакомого. А вот я с благодарностью вспоминаю этот момент, когда не испугался и попробовал совершенно другую лексику класса у Ландера. Он здорово как-то разогревался. Я сразу почувствовал эту разницу, потому что у нас никогда всерьёз классы не воспринимались в труппе. Только как разогрев перед репетицией, а такой серьёзный систематический класс – это большой подарок.
Когда Вы на Кубе оказались, как говорят, Cuba Libre – Вы так и почувствовали, там оказавшись, или Вы наоборот, скучали?
Куба мне показала юность наших отцов: энтузиазм, вера в возможность построить иначе. Я как-то окунулся в это и тоже был полон доверия к тому, что можно что-то построить с человеческим лицом.
Вам же удалось школу балета собрать.
Школа – это как-то отдельно. Я не собирал ее сам, это с Фернандо Алонсо. И другие были люди, которым я помогал консолидировать эту идею. Действительно, это, пожалуй, самое яркое воспоминание. Появились кубинские танцовщики, в которых мной столько вложено нового. Как они воспринимали это и как они сейчас реагируют на моё появление, или как мы переписываемся, я вижу, что жизнь там была прожита не зря.
У кубинцев есть свой стиль, бесспорно, и помимо виртуозности этому стилю, как мне кажется, свойственны (что присуще и артистам Большого, кстати) довольно большая свобода выражения и сценическое бесстрашие.
Есть это у них, действительно, на грани отчаяния.
Любопытно, что какой бы сложной ни была жизнь вокруг, природные данные кубинцев позволяли им так раскрываться в искусстве.
Безусловно, это то, что дано им. Видно даже у малышей, которые вращают бедрышками и так ритмично танцуют. И не только кубинцам это дано, пуэрториканцы или доминиканцы – все очень похожи. Сильно отличаются, правда, от мексиканцев, но вот эти латинские острова – они все похожи в хореографии этим своеобразием ритмического воплощения движения. Они невероятно точно чувствуют контратемп, синкопирование, какое-то выжидание паузы. Даже нам, профессионалам, трудно это воспринять. Они как-то рождаются с этим. Мы на этой базе старались классикой их убедить в необходимости дисциплинировать движения.
Мы с Вами как-то в Японии встречались, и мне кажется, что японцы ценят балет и за его формализованность. Балет такое искусство. Насколько вообще в балете есть школа, а есть свобода? Что такое свобода в балете?
Очень хорошо Белла Ахмадулина это выразила, когда, оказавшись в Москве без Бежара с нашей труппой, я ее попросил что-то наговорить Морису, и одна из ее фраз была такая: я восхищаюсь свободой ваших танцовщиков. Она как-то это прочувствовала. В балете свобода – это дисциплина. Свобода анархическая там неприемлема. Свобода жеста, свобода прекрасного, совершенного движения – в этом свобода.
А Ролана Пети и Бежара Вы увидели на Кубе или ещё на гастролях в России?
Бежара я увидел, когда его труппа чудом каким-то попала на Кубу. По графику гастролей в Латинской Америке у них получался пробел и нужно было где-то переждать. Они, слава Богу, пережидали почти две недели на Кубе. Там мы очень сблизились. Я давал им класс. Для нас их появление было как высадка инопланетян. Совершенно другой мир. Мы были заворожены. Для многих это был поворотный момент в жизни.
За Бежаром стоит большая философия, и люди, близкие к нему, наверное, чувствовали, что для него движение – это больше, чем хореография.
Движение для него – это способ общения. Ему не нужны были слова. Он никогда, по-моему, даже и не пытался словами объяснить, что он хотел делать. Через движение все было понятно. Об этом долго можно говорить… Помню, как я первый раз «Бахти» увидел — эти его увлечения и индуизмом, и Востоком, и «Гулистан». Труппе Бежар открывал совершенно новые горизонты. Все это умел перенести на сцену через пластику. Поэтому встреча с Бежаром в моей жизни была самой яркой, пожалуй. Потом, правда, и работа с Роланом была интересной, но Бежар, конечно, философ больше, чем Ролан. У Ролана это все через иронию, а у Мориса всерьёз.
Вам трудно было принять решение уехать за границу работать? Или легко?
Я понимал, что в Большом театре, в этой туче танцовщиков, пробиться мне было бы трудно, поэтому, когда появилась эта возможность, хотя я и сомневался, и советовался без конца со всеми, в итоге согласился и ни секунды не жалею. Это было, наверное, самое яркое воплощение моих желаний.
А то, что Вы не знали язык, мешало? Или Вы очень быстро его освоили?
Быстро. Я сразу понял, что я один и никто мне не поможет. Поэтому буквально на следующий день после приезда записался в языковую школу, она называлась «Джон Рид» почему-то. Испанский мне быстро очень стал даваться, потому что я буквально окунулся в язык. Не слышал русского языка вообще. Очень хорошая система преподавания там была – разбивали на маленькие группы по пять-семь человек максимум и педагог рядом сидел.
Когда язык появляется, сразу чувствуешь себя лучше в среде.
Когда я почувствовал через три месяца, что могу объяснить, что мне надо и как-то поучаствовать в беседе, это было совершенно очаровательное ощущение.
Сейчас, когда был карантин, Вас мучила невозможность куда-то уехать из дома? Или это уже не мешало жизни?
Сейчас уже не мешало, нет. Поскольку, слава Богу, я в таких условиях здесь в Швейцарии, что все эти ограничения не вышли боком, а боком прошли. Мне не приходилось самому заниматься, а ребята наши самостоятельно полулегально ходили в залы и делали упражнения. И хотя странно – столько было свободного времени, но это время пролетело очень быстро. Удивительно и опасно быстро. Слишком мы вошли во вкус безделья. Это уже другая свобода совсем. Но, конечно, хочется снова встретиться со всеми. Изоляция, правда, нам легко далась из-за того, что мы в чудных условиях здесь на берегу озера, и никто не контролирует, куда ты идёшь, да и идти-то никуда не надо было).
Вам не пришлось ни от чего отказываться?
Наоборот, массу книг удалось прочесть, посмотреть сериалы и фильмы, которые бы никогда иначе не освоил. И потом, телефон и скайп не допускают полной изоляции. Сегодня возможность видеть изображение собеседника тоже очень важно. Это спасало, безусловно.
Сейчас всякие ограничительные меры определяются: на каком расстоянии сидеть музыкантам и зрителям и как друг с другом общаться. Как Вы к этому относитесь?
Люди стараются оправдать своё существование выдумыванием каких-то теорий, правил. По-моему, это глупости все какие-то, надо быть больше фаталистом, по-моему.
Судьбе довериться?
Да. А все эти ограничения, по-моему, это надуманность.
А Вы никогда не становились заложником вещей? Или бывало? Что вот работаешь-работаешь – на квартиру, на дом, на машину надо заработать, и вся жизнь поворачивается туда.
Нет-нет. В моем случае все проще оказалось. С вещами мне легко было: я донашивал за Аликом все пиджаки, а дома мы тоже небогато жили, поскольку мама не работала, и все мы были на иждивении у Майи и у Суламифь Михайловны, поэтому шиковать не приходилось, но и не бедствовали. Благодаря этому то что имеем, умеем ценить.
В итоге что Вам важнее всего, чтобы в Вашей жизни было, чтобы жить в своё удовольствие?
Реализация своих желаний. Воплощение в действительность своих помыслов. Вот это мне всегда хотелось видеть, чувствовать. Но, как я говорю, мне жизнь подсказывала очень правильные выходы, правильные решения. Я за это благодарю судьбу.
Знаю, что в детстве Вы часто жили в Поленово. Вообще природу Вы рано полюбили?
Да. Наверное, через Поленово. Действительно, это сказочная природа, которая была добра к нам. Я там научился плавать в Оке, научился грести на лодке. Рыбачил. Вообще освоил там все, что связано с водой, с лесом, с походами. Сначала это был дом отдыха Большого театра, потом пионерские лагеря, где я был барабанщиком в каких-то отрядах. Эти места мне очень многое дали, даже то, что мы были приближены к дому Поленова. По многу раз я видел эти экскурсии, эти рассказы о решении Христа — работа «Христос и грешница» там же висела. Нам много раз объясняли, что пусть кто без греха, первый кинет в нее камень. Мы смотрели диапозитивы, которые Поленов рисовал для ребятишек.
Видела на выставки Поленова в Третьяковке – путешествие по реке.
И с колёсным пароходом, я даже помню эти два парохода, которые привозили нас из Серпухова до Тарусы — «Старательный» и «Алексин». Мы на них приезжали. Сколько раз мы садились на мель и нас с трудом стаскивали, когда Ока мелела. Для этого был буксир «Рылеев». Откуда-то он приходил и стаскивал нас. Правда, иногда ждали его по многу часов.
А каким спортом Вы сейчас занимаетесь?
В пинг-понг играем с Любой. Правда, Люба более успешно играет, но я стараюсь не проигрывать.
А зимой же на лыжах?
Катались. Не знаю, может последний раз, но осмелились этой зимой. На лыжах и на подвесной дороге катались, гуляли, а в общем, ходим, плаванием занимаемся. Летом с лодки купаемся – как сегодня.
Хотела спросить, сейчас такая доступность информации, раньше надо было ждать, пока какая-то труппа приедет на гастроли, а в наши дни залез в интернет и все увидел. Это помогает собственному воображению или мешает?
Да, избалованы мы. Помогает, конечно. Но часто смотришь и понимаешь, что то, что, казалось, ты придумал, до тебя уже было. Такой обмен информацией – это интересно. Легкий, богатый обмен.
Ваш опыт педагогический, Ваши знания – делают Вас свободнее на классе или наоборот, потому что куда ни приедешь, например, в Большой театр, ты знаешь – тебя уже ждут, от тебя чего-то ждут, и ты не можешь как бы быть не на уровне своей репутации.
Я стараюсь что-то свое принести, не повторять. Я слишком часто видел, как зашоренные этой вагановской теорией педагоги становились догматиками, говорили: только так, а не иначе, и превращались в рабов этой системы: ничего своего уже не приносили, только защищались тем, что они из школы Вагановой.
Хотя я перечитывала ее книгу «Основы классического танца», и первое, что она там говорит, что это все подвижно, что все должно постоянно развиваться, а не застывшая форма.
У нас же все так. Поживи она подольше, она бы тоже изменила свою систему и шла бы дальше, так же как Асаф Михайлович – он тоже смело вносил в урок все, что видел нового. Мы поражались. Он очень был гибок в своём преподавании, да и все, кто имел голову на плечах, как-то старались новое воспринимать. Как сама Галина Сергеевна (Уланова) меня поразила один раз, когда после приезда Лиан Дейде с Рено – они сделали в коде во втором акте «Жизели» пронос не медленный, как раньше у нас был, а через пике – так быстро. А Уланова со Ждановым всегда делали мягкие переносы. Когда Лиан Дейде это сделала, был гром аплодисментов. И Уланова в следующем своём спектакле сделала так же. Меня поразило, что люди, которые не догматики и умеют воспринимать новое, тут же берут это на вооружение.
Когда вы приехали в Россию и у Вас была возможность поставить балеты, о которых тут никто не знал, как Вы тогда этот выбор сделали?
Во-первых, я чувствовал огромный интерес к этому. Во-вторых, у меня был очень большой опыт накоплен: я и с Бежаром работал, и с Роланом Пети и потом площадка, которую Касаткина и Василев мне дали для работы – это было потрясающе. Когда мы сделали эти вечера западной хореографии в концертном зале «Россия», а потом в зале Чайковского вызвало огромный интерес, и я был очень рад, что у меня была свобода реализовать это. Настоящий прорыв. До сих пор одна из исполнительниц, Вера Тимашева, мне пишет из Торонто, где сейчас преподаёт: какое счастье, что мы могли тогда это станцевать.
Сейчас-то уже все легко — все есть на ютьюбе.
Но говорят, что все равно нужно живое общение. Что нельзя с пленки до конца выучить роли, не зная всех мотиваций.
Это как раз была моя дискуссия с Полуниным в «Большом балете», когда я там был в первый раз. Он танцевал пьяного «Буржуа». Я говорю: а как ты это выучил? Кто тебе показал? Конненберг? Он говорит: я с видео, с плёнки это разучил. Я сразу это почувствовал: совсем не та хореография.
Мой папа (Виктор Новиков – худ.рук театра Комиссаржевской в Спб) говорит, что раньше была проблема лита, то есть было трудно получить разрешение на какую-то пьесу, требовалось идеологическое одобрение, а потом, конечно, в годы перестройки уже ничего не нужно было, и ты мог ставить все, что хочешь, но только государство перестало давать деньги на новые постановки и все время надо было искать средства на них. Тогда он понял, что полной свободы не бывает.
Это правильно. Когда появилась свобода, которая как бы обвалилась сверху – многие пострадали от этого. Действительно, люди вдруг оказались пред выбором с чем бороться? Пустота. Это как у Высоцкого: «Вчера мне дали свободу что я с ней делать буду?» Такая свобода для многих оказалась трудным испытанием. Приходилось догадываться самому, что делать. А раньше это спускалось директивно. Вдруг такой вакуум – чем заняться? Наверное, для многих это было тяжёлым испытанием.
Вам повезло, что у Вас есть призвание, и жизнь заполнена тем, что вы любите и это придаёт всему смысл. Не у всех так. Эти поиски себя, в моем случае, как и в Вашем, нивелируются тем, что как бы судьба ведёт. А некоторые люди… то ли их судьба не ведёт, то ли они против неё идут, я не знаю, но как-то они оказываются занятыми не тем, чем могли бы.
Наверное, есть элемент везения, а есть элемент того, что надо уметь и слушать голоса сверху, но только сверху не из ЦК, а в другом смысле:-)
А Вам встречались такие люди, про которых Вы могли бы сказать: свободный человек?
Нет, наверное. Это какое-то абстрактное понятие. Свободный – сразу напрашивается – от чего? Свободный от слежки? Свободный от своих мыслей? От своих планов свободный?
В своих поступках. Ну как Сахаров на том съезде, когда все встают, а ты сидишь. Это для меня мощный такой образ. Мало кто способен так противостоять общественному мнению, скажем так.
Мало кто был достоин такой свободы.
А Ваша мама, то что случилось с Вашим отцом, с ней, то что перечеркнуло во многом ее судьбу – ей удалось избавиться от страха? Даже не знаю, какими словами можно выразить то, что с ней случилось.
Я думаю, что если и был страх у неё, то не за себя, а за детей. Это у неё всегда присутствовало. О себе она абсолютно не думала.
Азарий Михайлович, а у Вас была в доме когда-нибудь запрещённая литература? Или Вы старались в советские годы с этим дела не иметь?
Нет, не припомню. Мне, конечно, хотелось очень прочесть «Доктор Живаго», когда он появился, а мы в это время были с труппой – какой же это был год? 67-й (прим. ред. 68-й)? — это год Олимпийских игр в Мексике, и я в Мексике увидел на прилавке «Доктор Живаго» и впервые прочёл «Доктор Живаго» на испанском. Уж очень хотелось узнать. Был совершенно ошарашен тем, что ведь ни к чему не придерёшься – все как есть, только правда, и за что его так растерзали за эту книгу, я так никогда и не понял.
А я вот читала «Доктор Живаго» недавно, и мне эта книга показалась глубоко антисоветской.
Но по-честному, не зло.
Когда я говорю про запрещённую литературу, имею в виду не только Авторханова или Солженицына, но я знаю, что моя мама в какой-то момент жизни, из-за того, что пошли обыски у друзей моих родителей, сожгла в ведре запрещённую литературу – это была лирическая поэзия начала двадцатого века. Сейчас даже трудно себе представить, почему это могло быть запрещено. Это такие вещи, которые я не могу понять.
Страх был страшный, конечно. За все могли наказать.
Но почему власть запрещала такую поэзию, вот что непонятно.
Слава Богу, что сейчас Вы не можете этого понять. В те времена бы разъяснили.
Да, но сейчас мне разъясняют другое. Например, хотят запретить изображение голого тела, или хотят ставить на афишах спектаклей допустимый возраст зрителя, скажем 16+ или 12+ и т. д, то есть ограничивать просмотр произведения искусства каким-то возрастом.
Это все бюрократы, которые придумывают оправдание своего существования. Так же, как те, кто пишет сейчас рекомендации про расстояние полтора метра для струнных и два метра для духовых. Это покушение на свободу.
А где границы внутренней свободы и того, что дозволено обществом? Сейчас меня лично смущает то, что, скажем, под маской толерантности начинают ограничивать какие-то очень глобальные свободы или начинают пересматривать историю. Вы как к этому относитесь?
Обидно слышать, что все выдаётся как-то единопланово, что нет никакой второй темы, то есть полуправда. Также как полусвобода бывает, а сейчас часто натыкаешься на эту полуправду: говорят об одном, умалчивают другое. Одно без другого недействительно, так сказать. Жалко, что затуманивают головы односторонним освещением событий, не давая никакого объяснения или оправдания тому, что было параллельно. 30-15
Сейчас телевидение – и наше, и западное – любое, больше похоже не на информацию, а на пропаганду. Вы для себя это научились фильтровать?
Да-да, но это многолетняя практика. Мы с детства учились читать между строк, и иногда получалось.
Нам легче – мы, конечно, подготовлены.
Обидно за тех, кто принимает это в лоб, только так и не иначе – это уже не пропаганда даже, а одурачивание.
Не знаю про какую еще свободу я Вас не спросила. Своей свободой вероисповедания Вы как-то пользуетесь, или Вы атеист?
У меня своё понимание. Я пользуюсь своей свободой.
Я тут во время изоляции поняла, что читала Ветхий завет и читала Евангелия, но совершенно не читала никаких деяний апостолов и уж тем более самих текстов этих апостолов. Апостолы для меня фигуры нереальные, близкие к Олимпийским богам, я ничего про них, как про людей живых, не думаю. А тут прочитала все послания Апостола Павла, в частности к Римлянам и Коринфянам, и меня очень поразила философская глубина его рассуждений, и он для меня встал в эти дни в один ряд с Сенекой и большими античными философами, которых я очень люблю. И он, в частности, говорит о том, что с приходом Иисуса уходит Закон, уже не нужны такие жёсткие рамки Закона, потому что приходит другое понимание свободы, которая не диктуется жёстким сводом правил.
Абсолютно все правильно, но самое обидное, что никто не следовал потом этому.
Все превратилось в новые догмы.
Исказилось. То, что я сказал про Ваганову и ее учение – это вот то же самое. Я сравниваю с апостолами, которые передавали правильные вещи, но за которые потом стали прятаться догматики, демагоги и исказители всего этого. И еще выставляют себя посредниками.
Как Галич писал «Бойтесь тех, кто скажет – я знаю, как надо»
Вот. А они только так и говорят. Этого больше всего я и боюсь.
Это во всем. Те, кто ставят возраст на афишах – вот они почему-то знают, с каких лет человек может смотреть «Лебединое озеро».
Ханжество абсолютное. Разные нации по-разному созревают. Одни в одиннадцать, другие позже. Тогда надо запрещать «Ромео и Джульетту». Джульетте сколько было?
Четырнадцати не было.
Так что Ромео надо было судить за педофилию?
Может, еще доживём до этого. Если уже Марка Твена в Штатах изымают из школьных программ.
Да? Вот я все ждал этого. Мы тоже смеялись, как быть с «Лебединым озером» и с Черным Лебедем и Белым.
А мы сейчас транслировали балет «Петрушка» и не могли Арапа показать. Можно было ему только усики или бородку наклеить.
Нет предела глупости.
Азарий Михайлович, а какие качества Вы больше всего цените в людях?
Умение слушать. Мало осталось собеседников, которые умеют не просто молчать, а слушать, воспринимая твою точку зрения.
Беседа: Катерина Новикова
Фото: из личного архива Азария Плисецкого
Выставка представляет редкие произведения искусства из Европы, принадлежавшие коллекции Кристиана IV — правителя эпохи Ренессанса, который привлекал в Копенгаген самых талантливых мастеров своего времени.
Выставка «Золото сарматских вождей» открылась в ГМИИ им. А.С. Пушкина и представляет уникальные памятники Филипповских курганов — наследие кочевников-сарматов, которые жили в середине I тысячелетия до н.э.
Директор Национального Римского музея Стефан Верже объявил о плане обновления объектов культурного наследия по всей столице.
Сотрудничество между Энди Уорхолом и Жан-Мишелем Баскиа в середине 1980-х годов стало центром внимания выставки Fondation Louis Vuitton.
Палаццо Пьячентини — достопримечательность Неаполя сам по себе. Сейчас там проходит показ произведений Артемизии Джентилески, одной из немногих женщин XVII века, отстоявших право профессионально заниматься живописью.
С 15 марта по 2 апреля в Москве пройдут занятия, семинары и уроки для любителей французского языка, преподавателей и всех, кто интересуется современной французской культурой и языком.
День итальянского дизайна в Институте бизнеса и дизайна.
Главные события арт-сцены в мире в одной статье.
Самая большая ретроспектива Вермеера открылась в Рейксмузее в Амстердаме.
Премьера новой постановки одной из самых известных опер Джузеппе Верди состоялась в Римской Опере.
5 ноября состоится Благотворительная барахолка-11 в отеле «Балчуг Кемпински Москва»!
Сто работ Казимира Малевича, Марка Шагала, Льва Юдина и других авангардистов — из нескольких музеев и частных коллекций.
Группа «Место искусства» запускает новый цикл семинаров «Действующие лица: кадр-анализ художественной траектории» — о жизни и карьере художников.
В подмосковном Парке Малевича при поддержке Третьяковской Галереи открылась выставка произведений современных российских авторов.
Мария Сиротинская дочь Ирины Хакамады, примет участие в модном уличном показе для особенных детей.
Даже если очень захотеть, землю или дом в этом городе купить так же трудно, как на берегу знаменитого озера Комо. Впрочем, по отношению к иным красотам мира Плёс относится снисходительно.
22 сентября в Центре Вознесенского открывается выставка-конструктор под названием «Центр исследований Оттепели».
С 16 по 18 сентября 2022 года в Москве впервые пройдет фестиваль искусств «Горький в Парке Горького».
Как цифровой мир обретает физические формы? На этот сложный вопрос ответит 10-я Международная ярмарка современного искусства Cosmoscow, которая пройдёт с 15 по 17 сентября.
В Малом зале Московской консерватории начинаются празднования юбилея Наталии Гутман.
В Москве открываются 3 новые выставки: зрителей ждет недолговечная скульптура, современный концептуализм, самобытный дизайн.
В городе Выкса в здании бывшего кафе «Волна» открылся одноименный культурный центр. Рассказываем про новое место силы.
На свете есть место, где ты вдохнул, потрясённый, а выдохнуть просто забываешь – это Алтай. Рассказывает наш постоянный автор Дмитрий Викторов.
194 года назад, 28 августа 1828 года, родился один из самых известных в России и за рубежом русский литератор и мыслитель — Лев Николаевич Толстой.
Большая выставка в честь 90-летия Московского Союза художников открылась в здании музея на Кузнецком мосту.
В галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка памяти Сергея Бархина.
После реэкспозиции в галерее «Cube.Moscow» открылись 6 выставок. Рассказываем подробнее.
5 августа Государственный музей архитектуры им. Щусева совместно с галереей «К35» открывает персональные выставки Андрея Новикова и Наталии Спечинской.
На территории парка «Усадьбы Троицкое» 20 августа впервые пройдёт многожанровый масштабный фестиваль «МузАртФест-2022».
Всероссийский конкурс художников «Имя Собственное» — первый большой выставочный проект на площадке галереи «Колокольников, 17», не имеющий аналогов в России.
Этой весной на месте резиденции императора Калигулы в Ламианских садах появится новый музей.
С 29 июля в галерее «На Песчаной» — работы перспективных художников из Вышки, новые имена на групповой выставке «Любовь и слезы».
Один из самых древних городов России, Хосту, местные жители называют микрорайоном. Интересно, а как его называли 25 тысяч лет назад, когда науки урбанистики ещё не было? Рассказывает наш автор Дмитрий Викторов.
Открывая для себя битком набитую артефактами и невиданными красотами страну, российский отпускник при словах «Сочи» или «Адлер» начинает бороздить просторы интернета – куда восходить, где нырять, что посмотреть и где как следует поесть. С места событий рассказывает наш автор Дмитрий Викторов.
В РОСИЗО откроется выставка «Кино как молитва», посвященная 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского, автора гениального советского кино.
Открылась новая выставка «Между прошлым и будущим. Современные художники в усадьбе Люблино», организованная музеем-заповедником «Кузьминки-Люблино» и московской галереей искусства ASKERI GALLERY.
В 11.12 Gallery открылась выставка «Собачья свадьба»: о простых людях, работягах, мигрантах, о социальной неустроенности и уязвимости, определяющих существование человека.
Фонд Альма Матер запустил пилотный сезон инклюзивного арт-подкаста ЭТО ТЕБЕ – музыкальной драмы об эмоциях в семи эпизодах.
С 16 по 24 августа 2022 года в Санкт-Петербурге пройдут гастроли Театра на Бронной. На сцене Александринского театра можно будет увидеть сразу 4 премьеры сезона.
Команда кинотеатра «Художественный» представляет новый проект Summer Cinema by KION. Площадка откроется во дворе института «Стрелка» 15 июня.
Такие разные — но вместе: эта мысль проносится, когда попадаешь в Чечню. Возникает ощущение бесконечной душевной теплоты от того факта, что один человек способен уважать другого, несмотря на различия в образе жизни или мировоззрении.
Первое упоминание о Вологде в летописи встречается в 1147 году, ровно в тот же год, что и о Москве. Но не только возраст роднит Вологду с Москвой.
Вы думали, что в военной крепости можно нырять с головой в бассейн с Нарзаном и пить его одновременно? Рассказывает наш корреспондент из Кисловодска.
В фонде Ruarts открылась выставка «Все в сад!». На выставке будут представлены 60 авторов из коллекции фонда Ruarts и частной коллекции Марианны Сардаровой.
Последовательно развернуть повествование о Северном Кавказе ‒ это написать многотомный труд. О людях, природе, истории, еде и солнце рассказывает наш автор Дмитрий Новиков.
В Новой Третьяковке открылась выставка одного из ярких графиков начала ХХ века — Василия Чекрыгина.
В пространстве «Cube.Moscow» открылись групповые выставки «От очерка к вектору» и «Personal geography», а также проекты Славы Нестерова «Через три смеющихся порога» и Надежды Миндлин «АСТ».
Шестой международный театральный фестиваль под открытым небом «Толстой» пройдет в музее «Ясная Поляна». Даты проведения проекта будут объявлены в ближайшее время.
7 июня в Мультимедиа Арт Музее откроется фотобиеннале 2022. После смены экспозиций в музее пройдет сразу 7 выставок.
С 1 по 26 июня в Галерее искусств Зураба Церетели пройдет персональная выставка Гарри Гордона.
В ММОМА на Гоголевском бульваре открылась новая выставка — «Историческая экспозиция мира Морфоза» Эдуарда Крылова.
24 мая 1940 года в Ленинграде родился Иосиф Бродский. Он не окончил школу, был осужден в СССР за тунеядство — а впоследствии приобрел мировую известность и стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.
В галерее «Ruarts» открылась выставка работ известного российского фотографа — Сергея Борисова.
28 мая в Музее AZ откроется выставка «Фамильные ценности». Экспозиция представит работы семи художников одной династии: знаменитого художника-нонконформиста Франциско Инфанте и супруги Нонны Горюновой, сыновей и родственников.
В пространстве арт-платформы Cube.Moscow открылись 10 выставок. Рассказываем подробнее.
В Музее русского импрессионизма отркылась выставка «Точки зрения» и спецпроект «Точки зрения: Фёдор Шаляпин», сопоставляющие автопортреты и портреты художников рубежа XIX–XX веков.
Музыка к фильму была неоднократно отмечена наградами международных фестивалей.
На протяжении последних двух лет здесь велась масштабная реставрация. Новый виток истории театра начался с премьеры спектакля Константина Богомолова «Таня» по одноименной пьесе Алексея Арбузова.
17 и 18 мая и 13 и 14 июня в МХТ им. Чехова пройдет спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по одноименной пьесе Венедикта Ерофеева.
Юбилейное десятое по счету мероприятие пройдет в поддержку фонда «Дом с маяком» в воскресенье 15 мая.
30 апреля в «Lumiere Gallery» откроется выставка фотографий «И это все о ней…», посвященная концептуальному изображению женщины в СССР.
Спектакль «Кроткая» по повести Ф.М. Достоевского поставят на исторической сцене Малого театра. Показы пройдут 26 и 27 апреля, 11 и 12 мая.
123 года со дня рождения великого русского писателя XX века, который большую часть жизни писал на английском языке.
На выставке «Перекресток утопий: будущее в литературе 1920-х годов» можно ознакомиться с разными представлениями о будущем, которые появились в художественной литературе раннего СССР.
С 13 апреля по 8 мая в Галерее искусств Зураба Церетели пройдет выставка, приуроченная 90-летию Московского Союза художников.
Художница по керамике Юлия Бариева представит свои работы на выставке «Объятия» с 15 апреля по 10 мая 2022 года.
С 28 марта по 29 мая в «Artplay» пройдет мультимедийная выставка «Сальвадор Дали. Король сюрреализма».
27 апреля в Московском концертном зале «Зарядье» пройдет концерт из цикла «Музыка нашего времени».
24 марта в Музее Серебряного века открывается выставка, посвященная одной из значимых фигур в литературе XX века.
Вновь открылась выставка «История российского дизайна» в Западном крыле Новой Третьяковки.
C 4 по 6 марта и пройдут показы мультимедийного проекта SOLARIS режиссёра Дмитрия Мелкина и арт-группы ППСС.
144 года назад родился художник, который работал в разных стилях: импрессионизм, неопримитивизм, футуризм, кубизм — и даже создал свой собственный.
Московский театр Вахтангова представит моноспектакль «Мария Каллас. Воспоминания в письмах» в рамках эксклюзивного международного проекта. В роли легенды мировой оперы ‒ легенда мирового кино Моника Беллуччи.
Фёдор Конюхов — личность, на которую никто не похож. И он не похож ни на кого. Единственный экземпляр. Путешественник, учёный, богослов, альпинист, состоявшийся талантливый художник.
Концерт барочного ансамбля Il giardino armonico пройдет в Сочи 26 февраля при поддержке Посольства Италии в Москве.
Выставка татарской художницы открылась в общественном центре «Алмет». Организатором цикла мероприятий выступил благотворительный фонд «Татнефть».
TheatreHD в рамках проекта АРТ-ЛЕКТОРИЙ В КИНО при поддержке посольства Королевства Дании в Москве привёз в Россию документальный фильм о человеке, который считал себя коллекционером, но был при этом хранителем и верным слугой высокого искусства.
«Первая Линия. Health Care Resort» стал победителем в ежегодной федеральной премии Life Organic Awards. Курорт получил звание лучшего well-being отеля в 2021 году.
23 февраля в фонде Ruarts откроется проект «Разрез», в основу которого легло историческое и культурное исследование усадьбы В. Ф. Снегирева, построенной архитектором Романом Клейном.
В Еврейском музее открылась две выставки о жертвах Холокоста и важности исторической памяти.
24 февраля на Исторической сцене Большого театра состоится премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Это совместная постановка с театром Метрополитен-опера.
Основной посыл Венецианского биеннале этого года: картины авторов будут отражать изображение тел и их метаморфозы, взаимодействие людей и технологий, связь между телом и землей.
Постоянную экспозицию живописи импрессионистов и постимпрессионистов переформатировали и открыли в залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков после завершения нескольких временных выставок.
Как отвечали на этот вопрос Толстой, Достоевский, Андреев и Белый.
В Lumiere Gallery открылась выставка фотографий Данилы Ткаченко «Осколки» о трагическом наследии СССР.
Не время года, а площадка определила название традиционного ежегодного фестиваля «Из Венеции в Москву». XIII ежегодный фестиваль итальянского кинематографа «Из Венеции в Москву» пройдёт в кинотеатре «Октябрь» с 21 по 27 февраля.
Выставка «Скрытый поток красок», организованная Итальянским Институтом культуры в Москве совместно с Российской академией художеств, представляет работы, посвященные теме воды, известного итальянского фотографа Марчеллы Симонелли.
С 11 февраля по 3 марта пройдет выставка молодого международного и российского искусства в галерее «ГРАУНД Солянка».
Бывший мэр Рима Вальтер Вельтрони первым сообщил миру о том, что гениальной актрисы Моники Витти больше нет.
4 и 5 февраля в Театре на Бронной пройдут предпремьерные показы нового спектакля Микиты Ильинчика «Вишнёвый сад».
Россия простилась с артистом, который мог быть кем угодно.
2 февраля в Армянском музее Москвы при содействии проекта «Мания Кино» состоится продолжение лекции Георгия Нерсесова о легендарном фильме Параджанова «Цвет граната».
29 января (по старому стилю) отмечается годовщина со дня рождения Антона Павловича Чехова. Писатель стоял у истоков искренней и остросоциальной «новой драмы», а его манера письма изменила представление современников о том, каким может и должен быть прозаический текст.
В Государственном академическом Центральном театре кукол имени Сергея Образцова продолжается аншлаговый показ спектакля «Маленький принц».
Международный выставочный проект «Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» открылся в Новой Третьяковке на Крымском валу.
Музей русского импрессионизма совместно с Ельцин Центром и Энциклопедией русского авангарда открывает выставку «Авангард: на телеге в XXI век».
Если кому-то из преданных почитателей искусства повезёт, то в этом году можно попасть на интригующе интересные выставки по всему миру – от Чикаго и Парижа до Катара.
Музей русского импрессионизма представляет издание «Юрий Пименов. Непридуманные истории».
Во Флоренции, в галерее Уффици, открылась постоянная экспозиция «Музей русских икон».
Всегда хорошо посмотреть интересную выставку, особенно если совместить это с коротким и приятным путешествием по Подмосковью. Выбор сейчас, кстати, большой и разнообразный.
Пророк Исайя, объясняя как в вертепе – пещере, где появился на свет Спаситель, оказались вол и осёл, говорит: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего». Рассказываем про необычный вертеп в Италии.
2022 год станет годом заметной эволюции Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина.
Лучшим подарком на новый год и рождеством может быть только искусство. В нашем собрании – работы абсолютно разных талантливых современных художников со всего мира. Всех их объединяет любовь к красоте жизни, чувственное восприятие окружающего мира, чем они щедро делятся в своих работах.
В государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева начала работу выставка «Панорама Венеции. Открытие бесконечного горизонта».
В Эрмитаже открылась юбилейная выставка Альбрехта Дюрера. На ней представлено более 400 экспонатов, и это лишь малая часть наследия гениального и разносторонне одарённого человека, оставившего великое наследие не только в изобразительном искусстве.
Открытие «ГЭС-2» на Болотной набережной – самое заметное культурное европейское событие последнего времени. Событие настолько значимое, что на открытие ДК приехали президент РФ Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.
Марк Твен – лёгкий и метафоричный на слово, ироничный и мудрый, родился на этой неделе 30 ноября 1835 года. Вспоминаем великого писателя на страницах Apollo.
В Дубае проходит фестиваль «Московское кино». Правительство Москвы организовало это необычное мероприятия в столице Объединённых арабских эмиратах в рамках международной выставки «ЭКСПО 2020».
В Лондоне, на аукционе Christie’s прошли «русские торги». За обладание шедеврами Карла Фаберже и картинами Николая Рериха и Франса Рубо азартно боролись коллекционеры, ждавшие этого события.
В воскресенье 5 декабря с 12:00 до 21:00 в отеле «Балчуг Кемпински Москва» пройдет девятая Благотворительная барахолка проекта «Делись добром, Москва!» в поддержку фонда «Дом с маяком».
«Пошлость и мещанство Европы», о которой Сергей Есенин так отзывался, откровенная неприязнь к стяжательству и образу жизни Америки. Но эти взгляды поэта на заграницу не распространялись на Италию.
Всего шесть лет понадобится японским архитекторам Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава для того, чтобы превратить руины павильона «Шестигранник» в Парке Горького в Москве в новое арт-пространство.
Специально для нового номера журнала мы побеседовали с Азарием Плисецким. О свободе, семье, жизненных принципах и, конечно же, балете — читайте в нашем интервью.
В российский прокат выходит новый фильм Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете «Либерти. Канзас ивнинг сан»».
Новый проект ArtTech-акселератора Fuelarts позволил привлечь $500 тысяч. Инвесторами стали — партнер венчурного фонда 13 Ventures Катя Коэн (Дорожкина), основатель фонда Amedeo Global, бывший управляющий партнер Starta Ventures и ментор 500 Startups & Techstars.
Исполнилось 200 лет со дня рождения одного из величайших мыслителей и писателей человечества Фёдора Михайловича Достоевского.
Театр Гонзаго вновь принимает гостей. Спектакли идут в историческом здании в подмосковной усадьбе князей Юсуповых.
46 лет назад не стало великого итальянца — Пьера Паоло Пазолини. Рассказываем про его первый и, пожалуй, знаковый для карьеры фильм.
Выставка великого русского живописца Михаила Врубеля проходит в Москве с 3 ноября по 8 марта 2022 года в Новой Третьяковской галерее в здании на Крымском валу.
Душа человека требует красоты, гармонии и покоя. Следуя этому постулату, французский дизайнер и сценограф Патрик Уркад строит свою эстетику. Но всё новое, что может быть применено в технологии творчества и новых формах, он связывает с великими традициями мирового искусства.
В Русском музее в Санкт-Петербурге открылась выставка «Итальянский футуризм из коллекции Джанни Маттиоли. Русский кубофутуризм из Русского музея и частных коллекций Москвы».
В коллекции онлайн галлереи Apollo пополнение! Теперь вы можете приобрести работы римской художницы Фламинии Мантегацци.
Театральный фестиваль «Новый Европейский Театр» (NET) пройдет в Москве с 9 ноября по 19 декабря. В программе ‒ спектакли Метте Ингвартсен, Сюзанны Кеннеди, Бориса Никитина, Филиппа Кена и перформанс SUN & SEA.
В Строгановском дворце Русского музея открывается выставка «Павел Строганов. Итальянское путешествие».
В сентябре в Музее русского импрессионизма откроется выставка «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке. 1924». Она расскажет о крупнейшем в США показе русской живописи, скульптуры и графики сотни лучших авторов.
В рамках XII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии-2021» в МАММ проходит выставка итальянского фотографа Джироламо Бомбелли.
1 июля в Большом театре состоится мировая премьера. Хореограф Юрий Посохов и режиссер Александр Молочников представит вашему вниманию балет «Чайка» на музыку Ильи Демуцкого.
В рамках XII Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2021» Мультимедиа Арт Музей представляет первую персональную выставку Альберты Тибурци — культовой итальянской модели и фэшн-фотографа.Выставка продлится до 28 июлья 2021.
В Москву привезут картины XIII–XV веков из Национальной пинакотеки в Сиене и Государственного архива Сиены. Выставка откроется 25 июня и продлится до 3 октября.
Впервые за 40 лет открылась знаменитая церков в Кижах. Теперь посетители могут посмотреть интерьеры и узнать подробности истории и реставрации.
В Москве открылся фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival. Зрителей ждут показы национального конкурса, гала-премьеры, а также лекции и встречи с режиссерами.
Более 90 скульпутр из коллекции семьи Торлонии можно увидеть в новом выставочном центре Каптилойских музеев и на вилле Каффарелли.
Архитектурно-дизайнерское бюро «Фуксас» под руководством Массимилиано и Дорианы Фуксас – одно из самых авторитетных и преуспевающих в мире. За последние 40 лет это бюро выработало собственный новаторский стиль. Рассказываем про самые интересные итальянские работы Фуксаса.
В павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ открылась выставка «Мечта москвича». Это первая полномасштабная выставка Музея Транспорта Москвы.
В музее Эрмитаж открылась выставка «Искусство Средневековья. Шедевры из собрания Национальной галереи Умбрии», на которой представлено более сорока экспонатов: живописных работ, скульптур и ювелирных изделий позднего Средневековья из центральной Италии.
С 20 мая на Винзаводе будет работать выставка «Москва-Рим. 2020. Отражение». На ней представят избранные работы победителей и участников конкурса «Mosca-Roma. 2020. Riflessi / «Москва-Рим. 2020. Отражение».
В отеле «Балчуг Кемпински Москва» 15 мая состоится благотворительная барахолка проекта «Делись добром, Москва!» в поддержку фонда «Дом с маяком».
Фонд RuArts обрел новый дом. Здание с кафе, библиотекой и выставочным пространством по проекту ATRIUM открылось близ Арбата по адресу Трубниковский переулок 6.
В галерее ГУМ-Red-Line открылась выставка Сержа Головача, исследующая современную фотографию в научной плоскости.
В Мультимедиа Арт Музее открылась Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии ‒ 2021». Серия выставок посвящены современным фэшн- и стрит-фотографам.
В Успенском соборе Владимира установили новое освещение зала с фресками Андрея Рублева и и Даниила Чёрного. Теперь произвдеения великих русских мастеров можно разглядеть в мельчайших подробностях.
С 10 декабря 2020 по 18 апреля 2021 в Новой Третьяковке пройдет выставка, посвященная русским и немецким романтикам. Крупную коллекцию привезут из Государственного художественного собрания Дрездена.
Ведущий солист Большого театра конца 1960–1980 годов, балетмейстер и педагог Владимир Абросимов проведет презентацию своей книги 26 апреля в Большом зале Дома русского зарубежья. Публикуем отрывок из книги, который нам достался на эксклюзивных правах.
Над постановкой работали дирижер Даниэле Каллегари и режиссер Стефано Пода. Премьерные показы пройдут на Новой сцене с 21 по 25 апреля.
Выставка «Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина» недавно открылась в главном здании музея на Волхонке.
Венеция светится золотом: оно мерцает в полумраке собора Сан-Марко, переливается на штукатурке средневековых дворцов, блестит под солнечными лучами в декоре гондол, на лепнине зеркал, оконных рам и антикварной мебели. Речь идет, конечно, не о собственно золоте, а о его сусальном варианте. Рассказываем о последней мастерской венецианских золотобойцев.
В Луксоре нашли город, находившийся более 3000 лет под землей. Это крупнейшая находка со временем обнаружения гробницы Тутанхамона.
В Екатеринбурге 1 июля откроется филиал Государственного Эрмитажа. Первая выставка будет посвящена искусству Франции XIX века, привезенному из Эрмитажа.
Еврейский музей и центр толерантности откроет выставку «“Маленькое” искусство». На ней покажут более 130 работ Исаака Левитана, Василия Поленова, Валентина Серова, Ильи Репина и многих других.
В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске пройдет фестиваль нового итальянского кинематографа.
Долгожданная весна приходит не только на улицы Москвы, но и в музеи. К новому сезону наш партнер Мультимедиа Арт Музей приготовил для вас интересные выставки. Выбирайте!
Новый проект в Третьяковской галерее на Крымском валу «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» посвящен одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века.
Манеж представляет межмузейную художественную выставку «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Шубина до Матвеева».
Этой весной на месте резиденции императора Калигулы в Ламианских садах появится новый музей.
C 29 марта по 3 апреля в Дубаи пройдет одна из главных выставок искусства. Рассказываем, на что обязательно стоит обратить внимание.
В связи с недавней кончиной легендарного итальянского фотографа Джованни Гастеля, публикуем архивное интервью 2018 года.
Стали известны даты 9-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Она пройдет с 10 по 12 сентября в Гостином дворе.
Рассказываем про музей величайшего скульптора-неоклассициста Антонио Кановы в Поссаньо.
В московском Музее AZ открылась выставка портретов и автопортретов художников-шестидесятников. Свои работы представили Анатолий Зверев, Владимир Яковлев, Михаил Шемякин, Олег Целков, Наталья Турнова и другие.
Памятник советского авангарда Дом Мельникова в Москве в Кривоарбатском переулке будет отреставрирован в течение четырех лет. Работы начнутся уже в этом году.
1 марта 1445 года, в первый день календарной весны, во Флоренции родился Сандро Боттичелли. Мы решили разобрать анатомию одного из его главных шедевров — картины «Весна».
С 21 апреля по 29 августа в Музее русского импрессионизма будет представлено более 70 работ русского и советского модернизма художников первой трети XX века – от Константина Коровина и Александра Бенуа до Казимира Малевича и Нико Пиросмани.
Издалека здание на южном побережье Норвегии будет похоже на кита, а если быть точнее, то хвост кита, вылезающий из воды. На самом же деле — это смотровая площадка нового интерактивного музея.
В ГЦСИ «Арсенал» в Нижнем Новгороде проходит выставка фотожурналиста Жерара Юфера. Более ста работ объединены темой музея, как культурного феномена современного общества.
В галерее ГУМ-Red-Line до 8 апреля проходит выставка известного современного китайского художника Чжан Хуаня.
В галерее JART до 28 февраля открыта выставка Ники Черняевой «Я иду тебя искать». Экспозиция состоит из нескольких живописных серий, объединенных темой самоопределения человека в социальных сетях.
Недавно завершился конкурс «Москва-Рим 2020. Отражение», главной темой которого стали размышления молодых российских и итальянских художников о прошедшем 2020 годе, его последствиях и уроках. С разрешения организаторов конкурса мы публикуем работы победителей.
Недавно в ГМИИ им. А. С. Пушкина завершилась выставка «Под небом голубым», на которой были представлены пейзажные рисунки из коллекции музея. Мы публикуем на эксклюзивных правах изображения работ, продолжая тем самым выставку, но уже виртуально.
Публикуем интервью с супругой посла Италии в России Карен Лоуренс Терраччано — инициатором конкурса «Москва-Рим 2020. Отражение» и президентом итальянской школы «Итало Кальвино» в Москве. Карен рассказала нам, почему важно проводить конкурсы для школьников и почему для молодых людей пандемия оказалась особенно сильным эмоциональным переживанием.
В Пушкинском музее открылась выставка «Московская жизнь Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико», которая позволит зрителю увидеть вместе все работы ведущего венецианского живописца XVIII века Джамбаттисты Тьеполо и его сына Джандоменико, находящиеся в собраниях Москвы.
В Пушкинском музее 2 марта откроется необычная выставка Билла Виолы, одного из самых влиятельных американских видеохудожников.
В преддверии Дня святого Валентина настало время задуматься о подарке любимому человеку. Если вы очень хотите порадовать и удивить того, кто вам дорог — предлагаем беспроигрышный вариант — специальное предложение от необычного отеля.
Музеи открылись после карантина, а значит — у нас есть отличный повод сходить на выставку. Мы собрали 5 экспозиций, которые на наш взгляд заслуживают вашего внимания.
В отеле Russo-Balt Resort Ethnographic Village чувствуешь себя будто попал на сто лет назад. Обстановка усадьбы начала XX века полностью переносит в прошлое, помогает восстановить силы и по-настоящему отдохнуть.
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку знаменитого французского фотографа-документалиста Паскаля Мэтра.
При выборе отеля важны не только интерьер и сервис, но и расположение. По этим показателям у Марриотт Ройал Аврорем полная гармония, ведь рядом — «Большой театр», а новые люксы, на создание интерьеров которых вдохнови великие композиторы, готовы перенести нас в роскошь времен легендарных мастеров.
В российский прокат впервые, спустя 30 лет после мировой премьеры, выходит последний фильм великого Федерико Феллини — «Голос Луны» с Паоло Вилладжо и молодым Роберто Бениньи. Картину можно будет увидеть в отреставрированной версии, созданной к 100-летию режиссера.
Несмотря на закрытие основных музеев, у вас есть возможность сходить на 5 интересных выставок. Рассказываем подробнее.
Увидеть выставку «Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз» можно до 11 апреля 2021 года.
«Что происходит на заводе детских колясок?» — именно так называется фестиваль современного искусства, который пройдет с 10 декабря по 10 января в торговом центре Welcome города Выборг.
Историческое здание на Зоологической улице в Москве станет филиалом музея-заповедника Василия Поленова. Реставрацию планируется закончить к 2024 году, то есть к 180-летию со дня рождения художника.
В Эрмитаже открылась выставка Рафаэля, приуроченная к 500-летию со дня его смерти. Работы мастера Возрождения можно увидеть в залах Невской парадной анфилады Зимнего дворца до 28 марта.
В рамках конференции «Метакультура», посвящённой глобальным трендам современности в контексте культуры и технологий, прошла лекция писателя и куратора Меритцель Розелл. Мы выбрали самые интересные отрывки из ее выступления.
21 декабря на сайте Cube.Moscow пройдет аукцион современного женского искусства, организованный Forbes Woman и благотворительной организацией voblago.club
Посмотреть выставку «Сесил Битон и культ звёзд» можно в Главном штабе до 14 марта следующего года.
Этот сложный год наконец-то близится к концу, а значит — время подвести итоги. Мы выбрали избранные тезисы о состояния арт-рынка от одного из самых уважаемых сайтов о современном искусстве Artprice.com
Теперь увидеть редчайшие книги и документы можно у себя дома. Российская академия наук и музей народов Востока оцифровали свои архивы.
В музее Синебрюхофф Национальной галереи Финляндии в Хельсинки можно увидеть картины Тьеполо, привезенные в том числе из России.
Хорошие новости! Наш журнал теперь представлен в отеле Movenpick Moscow Taganskaya. Кстати, недавно у отеля появилось праздничного новогоднее предложение.
Мы побеседовали с Катериной Новиковой о счастливом детстве, о формировании внутренней свободы, о переменах в жизни и всегда неизменном – о самом ценном.
В Калькутте завершилась долгая реставрация самой большой картины Василия Верещагина.
В этом году исполняется 100 лет со дня создания Высших художественно-технических мастерских — ВХУТЕМАС. Рассказываем про большую выставку в Музее Москвы.
В возрасте 98 лет не стало Ирины Антоновой, президента ГМИИ имени А.С. Пушкина. Мы собрали избранные цитаты легенды российского искусствоведения, которые останутся с нами на века.
Художник Ансельм Кифер стал автором работ для парижского Пантеона. На создание витрины из стали и стекла его вдохновил писатель Морис Женевуа.
Галерея произведений искусств Apollo теперь представлена в отеле Marriott двумя нашими художниками.
В рамках V Недели итальянской кухни в мире мы собрали 5 литературных кафе, в которые мы обязательно попадем в следующем году.
Непростая ситуация в мире заставляет по-новому взглянуть на многие вещи и особенно на мир искусства. Так, например, сейчас можно увидеть воссозданный в Эрмитаже музыкальный салон Морозова практически без посетителей.
До 6 декабря в Москве проходит VII Московская международная биеннале молодого искусства. Это масштабный проект в области современного искусства.
Еще можно успеть посмотреть выставку Александры Ефимовой, которая проходит до 29 ноября в музее Эрарта
До 31 января 2021 года в «Манеже» в Санкт-Петербурге проходит выставка легендарной южнокорейской художницы Ли Бул.
До 5 апреля 2021 в Палаццо Реале в Милане открыта выставка «Божественные и авангардные. Женщины в русском искусстве» из собрания Русского музея.
Теперь поводов поехать в Тулу стало еще больше. Осенью там открылся большой музейный квартал в самом центре города.
В галереи FUTURO в Нижнем Новгороде до 20 декабра открыта выставка пейзажных полотен Евгении Буравлева. Также зрителям представлен короткометражный фильм.
В краснодарском крае на винодельне «Поместье Голубицкое» открылась галерея современного искусства.
В музее искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков открылась выставка «Зеркала и Зазеркалье». В проекте приняли участие 130 современных художников из разных стран мира, представившие свои вариации на тему зеркал.
Стали известны лауреаты одной из самых главных театральных премий «Золотая маска».
Новое выставочное пространство U Contemporary открылось на Винзаводе. Первая выставка называется «Foundations – 100 лет после ВХУТЕМАСа».
7-й Российско-итальянский кинофестиваль Russia-Italia Film Festival пройдет в с 18 по 29 ноября. В программе — 21 фильм из Италии на итальянском языке с субтитрами.
Сегодня проходит День итальянского дизайна в мире. По этому поводу мы решили собрать десятку самых значимых объектов Made in Italy.
Российская столица впервые получила награду на премии World Travel Awards. Церемония проходила в Омане.
Мы собрали интересные факты и цитаты об этом маленьком, но столь важном для русских деятелей искусства регионе Италии.
В рамках «Фотобиеннале-2020» в МАММ проходит выставка 47-го выпуска календаря Pirelli. Тема этого выпуска — трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
Итальянский художник Массимилиано Робино специализируется на изображении итальянских ретроавтомобилей и сотрудничает с коллекционерами по всему миру. Для нашего журнала он рассказал про любимые модели Alfa Romeo.
С 29 октября по 9 ноября проходит XVI Большой фестиваль мультфильмов. В этом году показы пройдут в онлайн формате, а также офлайн в кинотеатрах Москвы.
В образовательном центре ММОМА с 20 октября по 15 ноября проходит фестиваль современного искусства BURO. NEW COOL.
«Женский портрет» Густава Климта долгое время хранился в тайнике Галереи Риччи Одди. Спустя 22 года его наконец-то нашли.
С 20 октября по 31 января 2021 году в ГМИИ имени А.С. Пушкина можно увидеть выставку «Реклама как искусство. Британский постер конца XIX – начала XX века из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».
Известная израильская певица Ахиноам Нини уже 30 лет выступает под сценическим псевдонимом Noa. О том, как можно почувствовать публику онлайн, о свободе творчества, о путешествиях и любви мы и попросили ее нам рассказать.
С 26 октября по 22 ноября в Государственном музей – культурный центр «Интеграция» им. Н.А.Островского пройдет выставка итальянской художницы Элиде Кабасси.
Давайте узнаем, кто вдохновлял создателей наших любимых итальянских опер.
Открытие легендарного московского кинотеатра запланировано на конец этого года.
Cosmoscow представила онлайн-платформу ТЕО. Она призвана помочь как молодым, так и опытным коллекционерам в пополнении частных собраний.
Сегодня о свободе, жизни, любви и музыке мы поговорили с оперной певицей Екатериной Семенчук. Поводом к нашей беседе стал ее дебют на Исторической сцене Большого театра в партии Любавы в последней премьере 244-го сезона – опере Римского-Корсакова «Садко» в постановке Дмитрия Чернякова.
Организаторы международного культурного фестиваля «Русский Рим» сообщили о переносе мероприятия на 2021 год по понятным причинам.
В Казани открылась выставка «Матисс. Пикассо. Шагал. Искусство Западной Европы 1910-40 годов в собрании Эрмитажа».
В ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялась премьера книги «#СобачкаВоскресная», написанная заведующей отделом образовательно-выставочных проектов музея Сурии Садековой.
Свобода — главная тема нового номера. Мы поговорим о свободе выражения, творчества, о сильных и свободных людях, городах и событиях, подаривших нам столь желанную и необходимую свободу.
Выставка «Я, Энди Уорхол», посвященная творчеству легендарного американского художника, откроется 25 сентября в зале Союза Художников России здания Новой Третьяковки на Крымском Валу.
Если вы не впервые во Флоренции или вам выпала возможность провести в этом городе не один день, пройдите еще раз по улицам и площадям и погрузитесь в воспоминания о великих соотечественниках, бывавших в этих местах. Они точно также прогуливались по проложенным туристами тропам, очарованные городом на реке Арно.
Кинофестиваль «Французские каникулы. Бархатный сезон» на этот раз пройдет в онлайн-формате.
Скончался итальянский дизайнер, библиофил и коллекционер Франко Мария Риччи. Вспоминает его богатое творчество.
В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей представляет выставку одного из самых влиятельных современных американских фотографов-документалистов Митча Эпштейна.
Хорошие новости для поклонников Венецианской лагуны: даже если однажды остров уйдет под воду, у него останется цифровая копия.
Рассказываем о планах театра на сезон 2020/21.
В Санкт-Петербурге в Фонтанном доме проходит выставка, посвященная жизни и творчеству Анны Ахматовой и Михаила Булгакова.
В музее архитектуры имени А.В. Щусева 11 сентября открывается выставка, посвященная уникальной коллекции фресковой живописи затопленного Троице-Макарьева монастыря.
В этом году в традиционных секциях восьмой международной ярмарки современного искусства Cosmoscow будет представлено 55 галерей из России, Эстонии, Польши, Германии, Грузии, Франции, Австрии и Италии.
После долгого вынужденного перерыва главный театр страны вернулся к работе. Публикуем анонс осеннего репертуара на сентябрь, октябрь и ноябрь.