БАККАРА – КРАСОТА, 
ЗАСТЫВШАЯ В ХРУСТАЛЬНЫХ ГРАНЯХ
Эстетика
03 июля 2018

Что такое «баккара»? Одни скажут, что это – известный испанский вокальный дуэт, другие – азартная карточная игра. И лишь любители кроссвордов сразу ответят, что это высший сорт хрусталя. Однако, как правило, даже они не знают, что слово происходит от одноименного небольшого городка, некогда маленькой деревушки Баккара, в которой этот изумительный хрусталь производят. Находится он в исторической провинции восточной Франции – Лотарингии.

В середине XVIII века ее население не насчитывало и тысячи человек. После закрытия недалеко от Баккары соляных шахт этот красивый лотарингский уголок переживал «экономический кризис», потому что
его население осталось без работы.
И вот местному епископу Луи-Жозефу
де Монморанси-Лавалю приходит в голову идея о том, как возродить в Баккаре какое-нибудь производство. Может быть, открыть стекольный завод? Ведь вокруг деревни есть и вода, и песок, и кремнезем – главные компоненты для производства стекла. Посуда и другие предметы из него были очень популярны в Европе. Их изготовляли в Англии, Богемии, Италии (главным образом в Венеции). Во Франции же своего стекла не было. Епископ попросил разрешение на открытие нового производства у самого Людовика XV и получил его от монарха. Так в 1764 году начала действовать первая в стране стекольная мануфактура.

В бурный
период Французской революции конца XVIII века и Первой империи, основанной Наполеоном, страна бесконечно воевала. В наполеоновские войны было вовлечено почти все дееспособное мужское население Франции. Такая ситуация привела к падению производства во многих областях страны. Не удалось избежать кризиса и мануфактуре «Баккара». Но после возвращения к власти в 1815 году Бурбонов она буквально возрождается из пепла. В 1822 году стекольный завод в Баккаре покупает богатый предприимчивый парижанин Пьер-Антуан Годар-Демаре. Стеклодувное производство возобновляется. Мало того, за два десятка лет оно постоянно совершенствуется. Художники и мастера «Баккара» разрабатывают новые методы и способы изготовления изделий. При выплавке к кремнезему теперь добавляют соду и окись свинца, компоненты, необходимые для получения стекла самого высокого качества – хрусталя. После этого изделие выдувают. Мастера «Баккара» научились и раскрашивать (полностью или частично) выпускаемые предметы путем добавления в плавку окисей различных металлов.

По замыслу художников, изделия или их фрагменты должны были напоминать окраску драгоценных камней. Мастера могли покрыть изделие эмалью, выгравировать на нем рисунок и огранить (скошенными краями, плоскими ребрами, ромбами или алмазными клиньями).

Завод в Баккаре стал выпускать самые разные предметы. Главным образом это были сосуды (вазы, графины, бокалы, фужеры), сахарницы и конфетницы, но также и люстры, и канделябры.

Красоту хрусталя из Баккары сразу оценили многие августейшие особы. Короли Франции периода режима Реставрации Бурбонов Людовик XVIII и Карл Х еще в 20-е годы позапрошлого века говорили о «законченности его линий и совершенстве работы мастеров-изготовителей». А чуть позже, в период Июльской монархии, последовали и специальные заказы первых лиц Франции. Король Луи-Филипп Орлеанский попросил завод в Баккаре изготовить для него целый хрустальный сервиз. Среди постоянных заказчиков оказались и зарубежные суверены – шахи Ирана, султаны Турции, русские цари. Так, султан Турции Абдул Азиз после Всемирной выставки в Париже 1867 года заказал огромную люстру для своего стамбульского дворца, а российский император Александр II – канделябры и люстры для загородной резиденции в Гатчине. В самом конце XIX века, в 1896 году, Николай II попросил изготовить для него канделябры, в которые вставлялись электрические свечи.

В XX веке хрусталь «Баккара» продолжает свои славные традиции. Он опять завоевывает призы на престижных международных форумах – Выставке прикладного искусства и современных промышленных технологий в Париже в 1925 году
и Международной выставке искусств 1937 года, проходившей также в Париже. После Второй мировой войны завод «Баккара» разработал свой новый бренд. По заказу известной фирмы «Кристиан Диор» он начал производство замечательных по форме и красоте флаконов для ее духов. В 2014 году хрусталь «Баккара» пышно отметил свое 250-летие. По этому поводу в Париже, в Малом дворце на Елисейских Полях, была организована большая специальная выставка. На ней были представлены все виды изделий знаменитого французского хрустального производства во всем их блеске и великолепии.

Хрусталь, изготовленный в Баккаре, остается очень престижным и популярным и в наши дни. Практически в любом большом городе Франции, и прежде всего в столице, есть фирменный магазин завода. Сегодняшний Баккара – это небольшой городок, расположенный в 55 километрах к юго-востоку от столицы Лотарингии Нанси. Туда легко добраться машиной или рейсовым автобусом. В городке есть замечательный музей хрусталя, а также фирменный магазин, в котором продаются изделия с пропечатанным специальным клеймом. Цена, скажем, на вазочки, начинается от 200 евро. Практически все пятитысячное население городка так или иначе вовлечено в стекольное производство.

Но вот что интересно. Вокруг основного завода, единственного имеющего право ставить клеймо «Баккара», расположилась еще масса маленьких заводиков, но не имеющих такого права. На
них тоже выпускаются замечательные предметы из хрусталя и всех видов стекла – плафоны для ламп, вазы, графины, тарелки, конфетницы и даже высококачественная бижутерия. В городке есть целая улица, на которой расположены магазинчики, торгующие этими изделиями. А цены на них начинаются лишь с 20 евро. Так что любой турист, приехавший в Лотарингию, не пожалеет, если заглянет в городок Баккара и обязательно увезет оттуда красивый сверкающий сувенир.

Марина Цолаковна Арзаканян

Популярные новости