«АЛЬБЕРТ ЭДЕЛЬФЕЛЬТ И РОМАНОВЫ. ФИНСКИЙ ХУДОЖНИК ПРИ РУССКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ ДВОРЕ»
Арт и Факты
31 октября 2019

С 14 ноября по 19 января в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств покажут редкие портреты детей императорской семьи финского художника Альберта Эдельфельта.

 Экспозиция «Альберт Эдельфельт и Романовы. Финский художник при Русском императорском дворе» прольет свет на важную, но не столь широко известную страницу совместной истории России и Финляндии. В Санкт-Петербурге мы встретились с директором Института Финляндии, очаровательной Сани Контула-Вебб и поговорили не только о предстоящем событии, но и о творческом пути Альберта Эдельфельта. Сани Контула-Вебб – увлеченный искусствовед, директор Института Финляндии, а также организатор, идейный вдохновитель и куратор выставки Альберта Эдельфельта.

– Сани, расскажите немного о самом художнике.

 

– Альберт Эдельфельт – значимая фигура для истории искусств Финляндии. Благодаря своему таланту, личной харизме и хорошему образованию он стал фигурой, которая сильно повлияла на развитие финской художественной школы в России и за рубежом. Эдельфельт стал неофициальным послом финской культуры и являлся ведущей фигурой в кругу художников Финляндии «золотого века». Из всех своих современников Альберт Эдельфельт добился самого широкого признания, и в 1881 году он получил звание академика в Императорской Академии Художеств.

– Альберта Эдельфельта часто называют финским художником при русском императорском дворе. Как художник стал портретистом семьи Романовых?

 

– Это произошло после того, как он выполнил несколько заказов императрицы Марии Федоровны и князя Владимира Александровича. Позже Николай II лично позировал Эдельфельту при написании своих портретов, что выказывало уважение к художнику и само по себе было редкостью: царские портреты, как правило, писались с уже имеющихся изображений. История Эдельфельта в России началась с очень милого портрета сестры художника «Добрые друзья», эта работа будет представлена на предстоящей выставке. Портрет сразу очаровал князя Владимира и Марию Федоровну. Несмотря на то, что эта работа уже принадлежала известному английскому аристократу и была привезена художником во дворец лишь с целью знакомства со своим творчеством, Эдельфельту пришлось передать ее царской семье и написать портрет повторно для английского заказчика.  

Альберт Эдельфельт для Финляндии такая же значимая фигура, как Илья Репин или Валентин Серов для России. Эдельфельт – яркий представитель французской школы, получивший образование в Академии Художеств в Париже. Он учился у Жана-Леона Жерома и уже тогда выставлял свои работы на самой престижной арене искусств – Парижском салоне, что в девятнадцатом веке было чрезвычайно престижно. Именно в Париже на него обратили внимание ценители искусства других стран. Он начинал как мастер исторического жанра, но постепенно становился все популярнее в портретном. Альберт начал получать заказы от известных аристократических семей своего времени со всей Европы. Так, на одном из салонов Эдельфельт был замечен членами императорской семьи и приглашен в Петербург. Вскоре Эдельфельт получил заказ от императора – нарисовать сыновей в том же стиле, в котором была выполнена работа «Добрые друзья».  Эдельфельт написал портрет старших сыновей великого князя Владимира и отдельно портрет младшего – Андрея Владимировича. В настоящий момент портрет старших сыновей находится в Рыбинском художественном музее, а портрет младшего сына – в финском музее «Серлакиус». После выполнения заказа князя Владимира Эдельфельта представили императрице Марии Федоровне. Увидев эти милые детские портреты, императрица тут же заказала художнику портрет своих детей: Великой Княжны Ксении, Великого Князя Михаила. Этот портрет сейчас находится в частной коллекции в Финляндии.

– Чем примечательна предстоящая выставка Эдельфельта в Санкт-Петербурге?

 

– Раскрою вам небольшой секрет: готовясь к выставке, я совершила интересное открытие. Портрет детей Великого Князя Владимира считался пропавшим. Я проанализировала многие источники как в России, так и в Финляндии, но ничего не удавалось найти. Портрет просто исчез, остались только эскизы и описание в монографии самого художника. Мы знали, что этот портрет находился во дворце Петербурга, но после революции его след пропал. В 2017 году, в очередной раз набрав имя Эдельфельта кириллицей в строке «Поиск», я совершенно неожиданно нашла в интернете что-то очень знакомое. Я увидела картину и ее описание косвенно указывало на то, что это был тот самый пропавший портрет детей князя Владимира. Так как его никто не видел и, кроме описания и каких-то эскизов, ничего не сохранилось, я не могла быть уверена в своих предположениях.

Оказалось, что потерянный Финляндией портрет Эдельфельта действительно находился в Рыбинске, в Государственном Художественном Музее. Конечно же, я сразу отправилась туда. Так, я обнаружила эту работу и на предстоящей выставке этот портрет будет представлен. С точки зрения финского исследования Эдельфельта, это, конечно, открытие. Эта работа впервые приедет в Петербург, а затем – в Финляндию, где впервые за 137 лет все работы Эдельфельта будут показаны вместе. Мы очень рады, что нашим партнером стал Научно-Исследовательский Музей при Российской Академии Художеств.  Именно здесь, на Васильевском острове, пройдет наша выставка. И мы очень рады, что выставка включена в программу VIII Санкт-Петербургского международного культурного Форума Санкт-Петербурга 2019, что придает еще большее значение событию. Выставка будет достаточно камерной, но, без сомнения, уникальной по своему содержанию.

Беседа: Татьяна Доронина

Фото: Алексей Татаринов

Популярные новости