BIENNALE DONNA ИЛИ ВЕНЕЦИАНСКОЕ БИЕННАЛЕ 2019 ⋆ Apollo
BIENNALE DONNA ИЛИ ВЕНЕЦИАНСКОЕ БИЕННАЛЕ 2019
События
26 апреля 2019

Куратор Ральф Ругофф директор лондонской Hayward Gallery, выбрал темой китайское изречение May you live in interesting times («чтобы вам жить в интересные времена»), что на русском звучит как «не дай вам бог жить в эпоху перемен».

Особое внимание организаторы Биеннале уделят процессу взаимодействия человека и искусства. По словам Ральфа Ругоффа, биеннале будет стремиться подчеркнуть мысль, что значение произведений искусства не встроено исключительно в объекты, а заключено в дискуссиях — сначала между художником и произведениями искусства, а затем между ними и аудиторией и, наконец, между разными сообществами.

«Искусство должно помочь в осмыслении и принятии нынешней эпохи неопределённости, когда любой факт может оказаться фальшивым, — говорит Ральф Ругофф, — Нужно остановиться и подумать о происходящем в частной, политической и общественной жизни. Когда один кризис следует за другим, и каждый день приносит новые беспокойства, искусство должно помочь адаптироваться к новой реальности».

Арт-биеннале 2019 года уже окрестили Biennale Donna. Помогать публике справляться с зыбкостью и изменчивостью современного мира будут прежде всего женщины. Женщины-художники и женщины-кураторы работают над смысловым и визуальным наполнением павильонов Дании, Австралии, Франции, Австрии, Великобритании, Австралии, Нидерландов, Аргентины, Ирландии и других стран.

Российский павильон, комиссаром которого и в этот раз будет ректор Санкт-Петербургского института им. Репина Семён Михайловский, представит проект совместно с Государственным Эрмитажем.

Францию представит Лор Пруво, известная мультимедиа проектами. За всю историю это третья художница (после Аннет Месажер в 2005 и Софи Калль в 2007), которая выступит в павильоне Биеннале с сольной выставкой. Этот год для Пруво оказался богатым на события: в сентябре в Пале-де-Токио закончилась её первая большая персональная выставка. Куратор Марта Кирзенбаум отмечает, что художница наиболее ярко отражает динамичное развитие французского современного искусства. 

В павильоне Австрии выступит известная своими феминистскими высказываниями Рената Бертльман, «классик» современного искусства. Когда-то в своей провокативной работе Pregnant Bride with Collection Bag (1979) она разгуливала в подвенечном платье, имитируя беременную, и собирала в сумку пожертвования для «реликвии», оказавшейся фаллической скульптурой. Куратор павильона Фелиситас Тун-Гогенштайн отмечает, что выбор Бертльман обусловлен именно ее провокативностью, которая свойственна биеннале в целом.  

В павильоне Британии мы увидим работы художницы из Северной Ирландии Кэти Уилкс под кураторством Зое Уитли. Скорей всего, это будут уже принесшие ей славу меланхоличные скульптуры из нарочито скромных материалов: заплесневелых банок от джема, ситечек для чая, истрепанных листков и т.д. 

Еще одна скульптурная композиция ждёт в павильоне Ирландии. Ева Ротшильд и куратор Мэри Кремин обещают создать среду, говорящую о переменах в современном обществе. Можно ожидать впечатляющую композицию: в 2009 году Ротшильд показала в Тейт скульптуру-зигзаг из 26 больших металлических треугольников. 

В павильоне Австралии выставят работы Анжелики Месити, известной своими масштабными видео, а также перформансами в составе группы The King Pins. Курировать павильон будет Джулиана Энгберг.

Ральф Ругофф подчеркивает, что актуальный акцент в искусстве делается сейчас не столько на самом арт-объекте, а на той дискуссии и общественной реакции, которые разворачиваются вокруг него. 

На современных биеннале уже важно не столько то, что показывают, а то, как публика может трансформировать свои впечатления и ощущения от выставки в повседневную реальность. Как сможет использовать этот чувственный опыт в противостоянии потоку повседневных дел. 

Мы часто сталкиваемся с тем, что люди не понимают как смотреть, а главное видеть искусство. Что делать на выставках большинству людей просто непонятно. Причин у такого явления много, а результат всегда один. Можно ли научиться видеть, понимать и интерпретировать искусство, если само оно молчит? На помощь приходят перформансы: яркие, красочные, а главное зрелищные. Именно они помогают налаживать построение коммуникации между художником и зрителем.

Программа биеннале обещает удивить и увлечь каждого, кому посчастливится оказаться в Венеции в эти дни.

Популярные новости