BIENNALE DONNA ИЛИ ВЕНЕЦИАНСКОЕ БИЕННАЛЕ 2019
События
26 апреля 2019

Куратор Ральф Ругофф директор лондонской Hayward Gallery, выбрал темой китайское изречение May you live in interesting times («чтобы вам жить в интересные времена»), что на русском звучит как «не дай вам бог жить в эпоху перемен».

Особое внимание организаторы Биеннале уделят процессу взаимодействия человека и искусства. По словам Ральфа Ругоффа, биеннале будет стремиться подчеркнуть мысль, что значение произведений искусства не встроено исключительно в объекты, а заключено в дискуссиях — сначала между художником и произведениями искусства, а затем между ними и аудиторией и, наконец, между разными сообществами.

«Искусство должно помочь в осмыслении и принятии нынешней эпохи неопределённости, когда любой факт может оказаться фальшивым, — говорит Ральф Ругофф, — Нужно остановиться и подумать о происходящем в частной, политической и общественной жизни. Когда один кризис следует за другим, и каждый день приносит новые беспокойства, искусство должно помочь адаптироваться к новой реальности».

Арт-биеннале 2019 года уже окрестили Biennale Donna. Помогать публике справляться с зыбкостью и изменчивостью современного мира будут прежде всего женщины. Женщины-художники и женщины-кураторы работают над смысловым и визуальным наполнением павильонов Дании, Австралии, Франции, Австрии, Великобритании, Австралии, Нидерландов, Аргентины, Ирландии и других стран.

Российский павильон, комиссаром которого и в этот раз будет ректор Санкт-Петербургского института им. Репина Семён Михайловский, представит проект совместно с Государственным Эрмитажем.

Францию представит Лор Пруво, известная мультимедиа проектами. За всю историю это третья художница (после Аннет Месажер в 2005 и Софи Калль в 2007), которая выступит в павильоне Биеннале с сольной выставкой. Этот год для Пруво оказался богатым на события: в сентябре в Пале-де-Токио закончилась её первая большая персональная выставка. Куратор Марта Кирзенбаум отмечает, что художница наиболее ярко отражает динамичное развитие французского современного искусства. 

В павильоне Австрии выступит известная своими феминистскими высказываниями Рената Бертльман, «классик» современного искусства. Когда-то в своей провокативной работе Pregnant Bride with Collection Bag (1979) она разгуливала в подвенечном платье, имитируя беременную, и собирала в сумку пожертвования для «реликвии», оказавшейся фаллической скульптурой. Куратор павильона Фелиситас Тун-Гогенштайн отмечает, что выбор Бертльман обусловлен именно ее провокативностью, которая свойственна биеннале в целом.  

В павильоне Британии мы увидим работы художницы из Северной Ирландии Кэти Уилкс под кураторством Зое Уитли. Скорей всего, это будут уже принесшие ей славу меланхоличные скульптуры из нарочито скромных материалов: заплесневелых банок от джема, ситечек для чая, истрепанных листков и т.д. 

Еще одна скульптурная композиция ждёт в павильоне Ирландии. Ева Ротшильд и куратор Мэри Кремин обещают создать среду, говорящую о переменах в современном обществе. Можно ожидать впечатляющую композицию: в 2009 году Ротшильд показала в Тейт скульптуру-зигзаг из 26 больших металлических треугольников. 

В павильоне Австралии выставят работы Анжелики Месити, известной своими масштабными видео, а также перформансами в составе группы The King Pins. Курировать павильон будет Джулиана Энгберг.

Ральф Ругофф подчеркивает, что актуальный акцент в искусстве делается сейчас не столько на самом арт-объекте, а на той дискуссии и общественной реакции, которые разворачиваются вокруг него. 

На современных биеннале уже важно не столько то, что показывают, а то, как публика может трансформировать свои впечатления и ощущения от выставки в повседневную реальность. Как сможет использовать этот чувственный опыт в противостоянии потоку повседневных дел. 

Мы часто сталкиваемся с тем, что люди не понимают как смотреть, а главное видеть искусство. Что делать на выставках большинству людей просто непонятно. Причин у такого явления много, а результат всегда один. Можно ли научиться видеть, понимать и интерпретировать искусство, если само оно молчит? На помощь приходят перформансы: яркие, красочные, а главное зрелищные. Именно они помогают налаживать построение коммуникации между художником и зрителем.

Программа биеннале обещает удивить и увлечь каждого, кому посчастливится оказаться в Венеции в эти дни.

Популярные новости