ДУХОВНЫЙ МОСТ ВО ФЛОРЕНЦИЮ ⋆ Apollo
ДУХОВНЫЙ МОСТ ВО ФЛОРЕНЦИЮ
События
11 января 2022

Династия Медичи собрала 78 православных икон, которые стали частью постоянной экспозиции залов знаменитого дворца. Все иконописные доски, собранные представителями династии Медичи и ее преемниками из Лотарингского дома, относятся к периоду XVIII–XIX веков. Хронологически это самая ранняя коллекцией русской, украинской и белорусской иконописи за пределами России.

Теперь эти работы размещены на постоянной основе в четырех отреставрированных залах с фресками XVII века. Примечательно, что в галерее позаботились о туристах из России: таблички с названиями икон и информация о них, выполнены на итальянском, английском и русском языках.

Директор Галереи Уффици Айке Шмидт по этому поводу считает, что: «Близость залов русских икон к Палатинской капелле становится метафорой конфессионального моста между православными и католиками, напоминающей об общих духовных корнях и культурном обмене между Италией и Россией, имевшем место на протяжении веков и сохраняющемся до сих пор».

Древнейшие экземпляры икон принадлежали герцогам из семьи Медичи и использовались не в качестве арт-объектов, а служили символами веры, по своему прямому назначению. Самая большая часть икон прибыла во Флоренцию в период правления представителя новой династии — Франческо II Лотарингского (в будущем — императора Франца I Стефана), великого герцога Тосканского с 1737 года. Сохранилась их опись 1761 года, что делает это собрание русских икон наиболее ранним среди иностранных.

Современная экспозиция восточнославянского иконописного искусства – не первая в истории знаменитой флорентийской галереи. В конце XVIII века эта коллекция иконописи демонстрировалась в Уффици, что было связано с возникшим тогда интересом к византийской живописи и христианским древностям.

Древнейшие русские иконы из собрания Уффици созданы мастерами иконописи в XVI–XVII Оружейной палаты Московского Кремля. Несмотря на это, многие иконы начала XVIII столетия хоть и следуют образцам московской школы, но были изготовлены в провинциальных мастерских Центральной России. Несколько образов, вероятнее всего, происходят из Костромы и Ярославля. «В основном это доски среднего и малого размера, предназначенные для использования дома и в поездках», — сообщает пресс-релиз музея.

Среди наиболее ценных икон — двухчастный Менологий 1730-1750-х годов и образ святой Екатерины в окладе, датируемый 1693-1694 годами и относящийся к мастерской Оружейной палаты (автор предположительно Кирилл Уланов). Богоматерь Тихвинская имеет подпись Василия Грязнова и дату — 1728 год. Древнейшие иконы в коллекции, из числа хранившихся в часовне палаццо Питти в 1639 году при Фердинанде II Медичи и его супруге Виттории делла Ровере, — «О Тебе радуется» (1575–1600, Москва) и «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (1590–1610, Москва).

В условиях ограничения посещений выставок и массовых мероприятий в Италии, музей предоставил возможность желающим стать виртуальными посетителями экспозиции, названной La Luce del Sacro: Icone russe a Palazzo Pitti, доступной на сайте Галереи Уффици.

Популярные новости