ЭДВАРД МУНК: ОТ «КРИКА» ДО ПЕРВЫХ СЕЛФИ
События
17 июня 2019

Выставка произведений выдающегося норвежского экспрессиониста  Эдварда Мунка в Третьяковской галерее  впервые представлена в России в столь полном объёме. Мунк часто ассоциируется всего с одной картиной «Крик», а то что таких картин четыре мало кто знает. Три версии находятся на родине художника, а четвёртая продана в 2012 году на аукционе за рекордные 119,9 миллионов долларов и считается одной из самых узнаваемых арт-изображений в мире. На выставке можно увидеть эксклюзивный экспонат — самую раннюю графическую версию знаменитого произведения.

Идея столь пронзительного полотна родилась в 1891 году когда Эдвард Мунк  вместе с друзьями гулял на смотровой площадке на холме Экеберг, откуда можно было увидеть завораживающий пейзаж Осло. В своем дневнике он писал: «Я шел по улице с двумя друзьями, во второй половине дня. Внезапно небо стало кроваво-красным, и я почувствовал озноб в теле. Мою грудь сдавила душераздирающая боль. Языки огня, как кровь, покрывали черный и голубоватый фьорд и город. Мои друзья продолжали идти, а я остался там, дрожа от страха. И я услышал, как бесконечный крик пронзил природу». Художественным отражением того момента поначалу стала картина «Отчаяние» 1892 года. В ней на переднем плане появляется мужчина в полукруглой шляпе в аналогичном сценарии. Тем не менее, Мунк продолжал экспериментировать и нарисовал новую картину с тем же названием, лицо человека на этот раз передавало куда более печальное выражение, а сама сцена казалась мрачной. Продолжение следовало… Художник делал один за другим новые наброски. Вскоре центральная фигура стала андрогинной, а сам персонаж с выражением глубокой скорби, хватался за голову.

В последующие годы (между 1893 и 1910-м) Мунк создавал новые варианты этой картины — так появились четыре, невероятно сильные по своему психологическому воздействию, версии «Крика».

На заднем плане картины можно увидеть две фигуры в шляпе, им чуждо то, что происходит с основной фигурой. В небе, «жидком» и закрученном, преобладают оранжевые тона, в то время как тропа и окрестный пейзаж кажутся освещенными полупрозрачным светом. Каждым мазком Мунк стремится выразить чувство тоски и отчаяния, достигшее своего апогея в фигуре на переднем плане.

«Крик» стал символом экзистенциального бедствия, которое переживал человек при переходе от 19-го века к 20-му; его чувство одиночества и уныния. Часть исследователей считает, что «Крик»  — это отчаяние природы, которую олицетворяет главная фигура. Другие приписывают шедевру уникальное достижение: захват звука с помощью визуального ритма. Отсюда и один из главных арт-дебатов вокруг этой картины — кричит ли фигура или слышит крик?

Именно картина Мунка «Крик» стала отправной точкой зарождения нового течения в европейском искусстве эпохи модернизма. Эдвард Мунк стал отцом-основателем не только экспрессионизма, но и жанра селфи. Художник увлекался техническими новинками и много эксперементировал с экспозицией, необычными ракурсами и предвосхитил моду на жанр «селфи». Мунку было важно поймать момент, передать эмоциональное состояние, а не пейзаж, и фотография отлично справлялась с задачей.

Эдварда Мунка часто называют депрессивным художником, но разве может человек который не любил жизнь, написать такую жизнеутверждающую, тёплую и лучистую картину как «Солнце» или так ярко переживать эмоции, пронизывающие всё его творчество? Искренность художника граничила с безумием, но несмотря на предельную степень эмоциональности и откровенности его творчество оставляет ощущение наполненности и красоты жизни.

Окунуться в мир таинственных образов гениального художника можно до 14 июля.

Популярные новости