КОМЕДИЯ ПОД СТУК ТОПОРА ⋆ Apollo
КОМЕДИЯ ПОД СТУК ТОПОРА
События
02 февраля 2022

4 и 5 февраля в Театре на Бронной пройдут предпремьерные показы нового спектакля Микиты Ильинчика «Вишнёвый сад».

Великий русский писатель Антон Чехов настаивал на том, что сад Вишнёвый, а не Вишневый. Объяснял он это просто: вишневый – это посадки растений, с которых обирают ягоды и продают. А Вишнёвый – символ жизни, кипения цвета, олицетворение настроения и души людей, с которыми связана трагическая история «комедии».

Это последняя пьеса Чехова, завершённая на пороге первой русской революции, созданная за год до смерти писателя. Подлинные творцы могут не знать причин и следствий мировых катаклизмов, но всегда точно предвосхищают грядущее.

Пришествие купца Лопахина, который видит во всём деньги и выгоду, означает начало новой эпохи, и новые люди не принимают в расчёт человеческие чувств и тонкие настройки. Польза и выгода любой ценой. Впрочем, последовавшая вскоре Октябрьская революция людей «пользы и выгоды» тоже вывела за скобки.

Герои пьесы не в состоянии понять и принять буржуазный подтекст происходящего, а вырубка сада под строительство дач им кажется немыслимой. Ничего не напоминает? Все: Любовь Раневская, её брат Гаев, её дочь Аня – ищут выход из положения.

Но пока семья пытается забыть свою беспомощность перед эпохой в танцах, не осознавая того, что на самом деле приговор саду давно вынесен, купец Лопахин в городе просто покупает сад и приговор приводится в исполнение. Пьеса заканчивается звуками стука топоров.

Беспощадная новая жизнь, никому не нужные чувства, разочарование тем, что ничего нельзя изменить в пользу любви, традиции, наступление Пользы на живую ткань жизни. Такова мощь трагедии «комедии» Чехова. И – предтеча нравов, царящих сегодня.

Спектакль поставил Микита Ильинчик. Он дебютировал на сцене Театра на Бронной год назад со спектаклем «Благоволительницы» по одноименному роману Джонатана Литтелла. «Вишневый сад» — его первый спектакль большой формы.

«Когда работаешь над Чеховым, особенно над таким знаковым произведением, как «Вишневый сад», неизбежно вступаешь в диалог с режиссерскими работами, связанными с пьесой, будь это Стрелер или Эфрос. С одной стороны, это дает возможность концептуального решения — «опрокинуть» все, что было до нас, сделать что-то свое. Но нам с художницей Машей Плавинской хотелось, наоборот, продолжить историю этих постановок. А еще мы надеялись продлить диалог с Чеховым, нам было важно поместить и себя в это время, важен разговор этого текста со временем», — говорит Ильинчик.

А художник-постановщик Мария Плавинская увидела свою задачу так: «Этот спектакль для меня про сложный и болезненный процесс отказа от прошлого и безнадежную попытку войти в неустойчивое и не внушающее надежд будущее. Спектакль получается про людей, которым не за что ухватиться на переходе в новый жизненный этап, в ситуации безысходной для тех, кто привык жить вчерашним днем. В пространстве я хотела показать присутствие холодной мистической энергии, которая нагнетает и давит, не давая никому вздохнуть свободно. Это некогда живое, а теперь замороженное пространство вишневого сада».

Важно! Посещение театра возможно при предъявлении куар-кода.

Популярные новости