«ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?»
События
20 февраля 2020

В рамках «Фотобиеннале-2020» Мультимедиа Арт Музей, Москва и Школа Родченко представляют выставку студентов и выпускников мастерской Игоря Мухина — выдающегося современного фотографа, классика российской фотографии. Мухин является одним из старейших преподавателей Школы и с 2010 года ведет мастерскую «Непосредственная фотография».

Каждому курсу мастер предлагает выполнить стандартное упражнение на определенную тему. По словам фотографа, в прошлом каждая из них была прожита и осмыслена им самим. Вопрос «Легко ли быть молодым?», который он ставит перед своими студентами в рамках практического задания, для самого Мухина стал отправной точкой в творчестве. Он начал свою карьеру в 1980-е со съемок портретов советской неформальной молодежи и лидеров контркультуры. В 1987 году на экраны вышел документальный фильм Юриса Подниекса «Легко ли быть молодым?». Лента стала сенсацией, показав советскому зрителю новое «перестроечное» поколение нонконформистов и бунтарей, которым, может быть, впервые дали право голоса. Название фильма вскоре прочно вошло в обиход и превратилось в крылатое выражение, а снимки Мухина, наполненные духом протеста и ожиданием перемен, стали документами противоречивой эпохи. Спустя десятилетия, уже в качестве наставника, он задает студентам тот же вопрос и предлагает современному поколению рассказать о том, что такое быть молодым сегодня, и выяснить, так ли сильно герои нового времени отличаются от своих предшественников?

Каждый участник выставки предлагает свое решение этой темы. «…Героя можно встретить в сети или познакомиться с ним на улице, выбрав понравившегося персонажа в толпе, можно навестить старого друга или авторитетного одноклассника, можно неожиданно попасть в закрытое сообщество и стать в нем „своим“, можно притвориться завсегдатаем модного места и запечатлеть его посетителей для истории, можно оказаться в театре и попытаться нащупать границу театра в жизни, можно сфотографировать персонажей известного сквота или попытаться передать беззаботную атмосферу подмосковного рок-н-ролла, а можно поиграть в сетевую журналистику и сделать фотографии в духе иллюстраций к анкетам участников съемки. Главное, чтобы сюжет цеплял и появлялся „комок в горле“, и тогда, возможно, кто-то в будущем увидит в этом упражнении типичную Москву и ее окраины, их обитателей; и только в будущем станет понятно, соответствуют ли герои своей эпохе, и удалось ли автору уловить и передать атмосферу города, проживающего зиму с надеждой на весну», — рассказывает Игорь Мухин.

Взгляд молодых художников часто оказывается направлен на представителей различных субкультур и микрогрупп. Авторы рассказывают частные истории, однако вместе они складываются в единую мозаику, портрет нового поколения.

В объективе Ильи Никитина оказались завсегдатаи «Зинзивера» — популярной рюмочной на Покровке. Он создал коллективный портрет столичной молодежи, выросшей во времена глобализации и социальных сетей, которая кажется очень разной и в то же время очень похожей на молодежь в модном баре любого другого города.

Героями проекта «Серебрянка. Подмосковный рок-н-ролл» Гоши Бергала стала компания его друзей, которым приходится искать все новые и новые места для того, чтобы свободно играть свою музыку. Присутствие в контексте позволило автору показать молодых людей как представителей отдельного комьюнити со своими атрибутами и традициями.

Серия «Дубки» Карины Градусовой — рассказ о сверстниках, живущих в подмосковном поселке, молодежи «с района», поколении «потерянных детей постсоветского пространства», выросших в 1990-е за пределами столицы. Они вовлечены в проблемы своего микросоциума, субкультуры и живут своей жизнью, не желая участвовать в общественной. Проект «Миллениалы» Ксении Цыкуновой, напротив, посвящен жизни московской молодежи и ее новым героям: активистам, рэперам, киберспортсменам… Серия Цыкуновой — это художественная документация типажей и визуальных примет современности.

Проект Влады Волковой «Конечно же дело не в клепках, прическах и металле, хотя, думаю, в них тоже!» посвящен героям современной панк-культуры. Он о визуальных образах, которые многие сегодня считают утраченными, а, между тем, панк по-прежнему существует, и люди, принадлежащие этой культуре, по сути, мало чем отличаются от своих предшественников.

Вера Вишневая исследует тему «Легко ли быть молодым?» на примере жизни обитателей знаменитого Милютинского сквота — большой коммуны художников в центре Москвы, в определенной степени унаследовавшей художественные традиции легендарных сквотов 1980—1990-х годов: Бауманского, Фурманного, Галереи в Трехпрудном переулке и др. На снимках Вишневой быт и творчество жителей сквота представлены в симбиотическом единстве, которое она пытается показать глазами непосредственного участника, вовлеченного в художественный процесс наравне с остальными.

Проекты Ксении Яблонской («Современник Коля»), Даши Каретниковой («Дима делает скрипки») и Саши Бреус («Курьер») можно отнести к жанру визуальных дневников, основанных на фиксации повседневной жизни героев, столь непохожих друг на друга. Герой серии Ксении Яблонской — Николай Клямчук, молодой актер театра «Современник». Даша Каретникова запечатлела будни Димы, который собирался стать врачом, но в итоге решил делать скрипки, для чего специально обучался скрипичному делу в Америке. Саша Бреус сделала серию снимков о жизни молодого человека, который работает в сфере обслуживания, чтобы стать финансово независимым и жить вместе с любимой девушкой.

В экспозицию также вошли фотографии, сделанные по заданию Игоря Мухина во время празднования выпускных в Парке Горького (Ольга Воробьева, Никита Пономарев, Влада Волкова, Ксения Цыкунова). В фокусе внимания художников — символический рубеж между детством и молодостью, который авторы и герои съемки воспринимают одновременно как лирическое событие и как момент абсолютной свободы — так же, как его воспринимали выпускники с фотографий Мухина 1990-х годов.

«Фотобиеннале-2020», тема которой звучит как «Бег времени», хронологически начинается с 1930-х годов и охватывает практически 90 лет истории России в фотографии. Последние годы уходящего десятилетия представляет выставка «Легко ли быть молодым?»: большинство работ, показанных в экспозиции, было создано в 2019 году.

Время влияет на то, каким образом художники выбирают темы и их стилистические решения, а фотография как визуальное свидетельство, документ во многом формирует наше представление об эпохе. Будущее рассудит, смогли ли молодые авторы передать дух времени и своего поколения.

Школа Родченко существует с 2006 года и является структурным подразделением МАММ. На протяжении всех этих лет Школа играет важнейшую роль в развитии российского искусства и принимает активное участие в международных художественных процессах. В ее стенах готовят художников, профессионалов в области фотографии и современного искусства, использующего другие медиа. Студенты и выпускники Школы регулярно участвуют в российских и международных выставках и фестивалях (в их числе: Венецианская биеннале; Международные фотографические встречи в Арле; Международный фестиваль короткометражного фильма в Оберхаузене; Hong Kong Arthouse Film Festival; ARTAGON, Франция; ViennaPhotoBookFestival; Московская международная Фотобиеннале; Московская международная биеннале «Мода и стиль в фотографии») и становятся лауреатами таких престижных премий, как World Press Photo, The Rencontres d’Arles Book awards, Премия Кандинского, «Инновация», Премия Сергея Курехина и многих других.

Популярные новости