ПРЕМЬЕРА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ: ОПЕРА «САДКО» В ПОСТАНОВКЕ ДМИТРИЯ ЧЕРНЯКОВА
События
13 февраля 2020

14 февраля 2020 года на Исторической сцене Большого театра России состоится премьера оперы Николая Римского-Корсакова «Садко». После девятилетнего перерыва один из самых известных оперных режиссеров современности Дмитрий Черняков возвращается в Большой театр. В разные годы на двух сценах театра им были поставлены оперы: И. Стравинского «Похождения повесы» (2003), П. Чайковского «Евгений Онегин» (2006), А. Берга «Воццек» (2009), В.А. Моцарта «Дон Жуан» (2010) и М. Глинки «Руслан и Людмила» (2011). В этот раз он обращается к шедевру Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Таким образом, в 244-м сезоне в репертуаре Большого театра появляются сразу две оперы этого великого композитора (первая премьера сезона «Сказка о Царе Салтане» состоялась на Новой сцене 26 сентября 2019 года).

Об опере на сюжет новгородской былины о Садко Н.А. Римский-Корсаков думал ещё в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года. Сюжет «Садко» соединял в себе две страсти Римского-Корсакова – любовь к музыке и к морским путешествиям. Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года. Однако со временем Римский-Корсаков принял предложения своего друга известного критика Стасова и летом следующего года подверг произведение серьезной переработке. Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием: считается, что Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара.

Премьера «Садко», состоявшаяся 7 января 1898 года в Московской частной русской опере Мамонтова, имела большое значение для истории русского оперного искусства. В этой постановке принимали участие выдающиеся исполнители — Н. Забела (партия Волховы), в партии Варяжского гостя блистал Ф. Шаляпин, также успеху способствовали декорации К. Коровина. В Большом театре эта опера впервые была поставлена   в 1906 года под управлением В.Сука (в спектакле были заняты А. Нежданова – Волхова, А. Боначич – Садко, Ф. Шаляпин, В. Петров – Варяжский гость). С тех пор к «Садко» театр обращался неоднократно – в 1930, 1934, 1935, 1938, 1949 и в 1976 году 22 мая к 200-летию театра (Дирижер – Юрий Симонов, режиссер – Борис Покровский, художник – Федор Федоровский).  

Дмитрия Чернякова с наследием Римского-Корсакова связывают особые отношения. Это уже пятая опера композитора, к которой он обращается. В последние годы Д. Черняков поставил: «Сказание о невидимом граде Китеже» (2001), «Царскую невесту» (2013), «Снегурочку» (2017), «Сказку о Царе Салтане» (2019). По словам Дмитрия Чернякова, «Садко» – очень сложное произведение. «Многонаселенная, сложносоставная, трудная по драматургии и трудная психологически. Эта опера прекрасна, но поднять ее очень затратно во всех смыслах. Может быть, поэтому ее так редко ставят. Для меня самого это одна из сложнейших задач за последнее время», — рассказывает режиссер.

Сохраняя масштаб, задуманный композитором, не внося никаких изменений в «канонический» вариант партитуры, Дмитрий Черняков делает героями спектакля современных людей с теми страхами, сомнениями, проблемами, которые близки зрителям в наши дни. Режиссеру важны не былинные сказания, а человеческие переживания, живые люди и неожиданные ситуации, заставляющие нас делать выбор, принимать решения и, может быть, лучше узнавать самих себя. Будучи не только режиссером, но и сценографом спектакля, Дмитрий Черняков отдает дань театральной традиции сценических постановок «Садко» обыгрывая по-своему декорации великих мастеров прошлого – Константина Коровина, Ивана Билибина, Николая Рериха, Владимира Егорова, Федора Федоровского.

Осуществить художественный замысел Дмитрию Чернякову помогает верная команда соратников – художник по костюмам Елена Зайцева (для постановки изготовлено 630 костюмов), художник по свету Глеб Фильштинский, ассистент сценографа Екатерина Моченова, режиссер по пластике Екатерина Миронова, художник по реконструкции исторических декораций Альона Пикалова. Музыкальный руководитель постановки – молодой дирижер Тимур Зангиев. Это его дебют на Исторической сцене Большого театра, после успешной работы в прошлом году на Новой сцене, где он продирижировал премьерой одноактных балетов «Парижское веселье» и «Симфония до мажор».

В новой постановке главные партии репетируют: Иван Гынгазов, Нажмиддин Мавлянов (Садко), Аида Гарифуллина, Надежда Павлова (Волхова), Ксения Дудникова, Екатерина Семенчук (Любава Буслаевна), Вадим Волков, Юрий Миненко (Нежата, гусляр), Николай Диденко, Станислав Трофимов (Морской царь), Валерий Гильманов, Михаил Петренко (Дуда, скоморох), Максим Пастер, Андрей Попов (Сопель, скоморох), Станислав Трофмов, Дмитрий Ульянов (Варяжский гость), Бехзод Давронов, Алексей Неклюдов (Индейский гость), Андрей Жилиховский, Андрей Кимач (Веденецкий гость), Сергей Мурзаев (Старчище), Роман Муравицкий, Сердгей Радченко (Фома Назарыч, новгородский старшина), Александра Дурсенева, Евгения Сегенюк (его Жена), Николай Казанский, Владимир Комович, Петр Мигунов (Лука Зиновьевич, новгородский воевода), Мария Баракова, Ирина Рубцова (его Жена).

Премьерные спектакли пройдут 14, 15, 16, 17, 18 и 19 февраля и 6, 8, 10 мая 2020.

Популярные новости