РУССКИЙ ПУТЬ БОТТИЧЕЛЛИ
Арт и Факты
04 сентября 2019

Картина Сандро Боттичелли «Мадонна делла Лоджиа» впервые привезена в Российскую Федерацию по случаю V Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке с четвертого по шестое сентября.  Произведение прославленного итальянского художника, мастера эпохи Возрождения Сандро Боттичелли (1445-1510 гг.) из собрания Галерей Уффици во Флоренции, обещает стать гвоздём культурной программы ВЭФ,  а в ноябре переместится в Государственный Эрмитаж по случаю VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Показ картины Боттичелли – это проект, который придаёт ещё большей значимости такому важному для двусторонних отношений между Россией и Италией шагу, как первое участие делегации итальянских чиновников и предпринимателей в Восточном экономическом форуме.

Посол Италии в РФ Паскуале Терраччано так прокомментировал проект: «Мы решили привезти шедевр итальянской живописи на Дальний Восток РФ, чтобы дополнить программу такого престижного мероприятия, как ВЭФ, инициативой, которая дала бы возможность жителям этого  региона ближе познакомиться с культурным наследием Италии. «Мадонна делла Лоджиа» покинет Галереи Уффици во Флоренции и перенесётся почти через весь континент в город, который находится на огромном расстоянии от Италии, — во Владивосток. По окончании форума картину примет в своих стенах Приморская государственная картинная галерея, а затем – петербургский Эрмитаж. Это сенсационное путешествие через всю территорию Российской Федерации позволит публике впервые полюбоваться великой и волнующей живописью Боттичелли вблизи».

Показ картины проходит под патронажем и при поддержке посольства Италии в Москве. Организаторами проекта выступают Галереи Уффици, Приморская государственная картинная галерея, Государственный Эрмитаж и компания MondoMostre. Нашей редакции удалось  пообщаться с директором Галерей Уффици Эйке Шмидт, обсудить детали проекта и другие перспективы межкультурного сотрудничества России и Италии.

— Почему именно эта картина была выбрана для привоза в Россию?

— Большая часть картин Боттичелли в нашей коллекции являются «невыездными»: они слишком хрупкие, и с нашей стороны было бы рискованно их перевозить. Мы, конечно, могли привезти другого художника, представителя какого-то другого периода, но поскольку речь идёт об экономическом форуме, я подумал, привезти классическое произведение эпохи флорентийского Возрождения, полагаю, это правильно, как с художественной, так и с экономической точки зрения. Поскольку Медичи развивали торговлю тканями и были банкирами, они много вкладывали в культуру. Поэтому идея экономического и культурного обмена занимала центральное место в эпоху Возрождения.

Что касается непосредственно этой картины, «Мадонна делла Лоджиа» относится к исторической типологии византийских икон, которые входили в итальянскую традицию и представляли так называемую греческую манеру, которая была в моде в Италии в XI-XII веках. Нам удалось относительно быстро найти эту «икону» и отправить её во Владивосток, потому что всё-таки она не является иконой в буквальном смысле, а это многое упрощает.

— В то время как шедевр Боттичелли покинул стены родной галереи, русские иконы будут выставлены в Палаццо Питти. И речь идёт не об одном зале. Расскажите  немного об этом проекте?

— Да, в Палаццо Питти откроются новые залы, в которых будет представлена коллекция русских икон. Эта уникальная для Италии историческая коллекция из 78 икон впервые будет выставлена в постоянной экспозиции на первом этаже дворца великих герцогов. Это четыре зала, 270 квадратных метров. Ранее эти помещения были закрыты для посетителей. В соседнем помещении будет открыта и каждый день доступна для посетителей Палатинская капелла, в XIX веке украшенная фресками Луиджи Адемолло.

— Насколько интересна итальянскому зрителю русская икона?

— Достаточно интересна, хотя многие итальянцы не знают, что во Флоренции есть коллекции русских икон, собранных за несколько веков. Те иконы, c которыми они знакомы, это чаще всего иконы XX века, которые имеют намного меньшую историческую и художественную ценность. Важность нашей коллекции заключается в том, что вошедшие в неё иконы начали собирать ещё Медичи в XV-XVI веках, а большая её часть — во второй четверти XVII века. В своё время это была уникальная коллекция русских икон за пределами России.

Коллекция важна не только с эстетической, культурной и религиозной точек зрения, но и с исторической. Эта коллекция хранится в том же здании, где хранится большая часть работ Рафаэля, Андреа дель Сарто, а также китайского фарфора эпохи Возрождения, потому что Медичи были открыты всему миру, в том числе и России. В конце концов, и Россия получила своё место в этом мире истории искусства, истории международных отношений и истории духовности, которая хранится внутри Палаццо Питти.

Благодарим Дарью Клименко за организацию интервью.

Популярные новости