ВСЕ ВЗРОСЛЫЕ СНАЧАЛА БЫЛИ ДЕТЬМИ ⋆ Apollo
ВСЕ ВЗРОСЛЫЕ СНАЧАЛА БЫЛИ ДЕТЬМИ
События
26 января 2022

В Государственном академическом Центральном театре кукол имени Сергея Образцова продолжается аншлаговый показ спектакля «Маленький принц».

Эту постановку называют детской. Но взрослые покидают здание театра в слезах. Гениальная сказка для детей стала притчей для взрослых, в которой Экзюпери сказал о самом главном: человек, повзрослев, часто теряет себя. Он ещё может всё вернуть, осознав обмеление своей души и утерю подлинных ценностей, без которых он перестаёт быть человеком, а становится функцией социальной модели.

Отчаянно храбрый лётчик Антуан де Сент-Экзюпери хотел стать архитектором. И даже учился в Национальной школе изящных искусств на отделении архитектуры в Париже. Но в 1921 году он записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге и связал с авиацией всю жизнь, но не перестал быть писателем.

В перерыве между Первой и Второй мировыми войнами Экзюпери писал романы и работал журналистом. Результатом поездки в Советскую Россию стала серия очерков и полный трагизма и сочувствия некролог в «Известиях» на гибель экипажа советского самолёта-гиганта «Максим Горький».

Судьба несколько раз давала ему подсказки – хватит! Экзюпери попал в авиакатастрофу, получил тяжелые травмы, несколько раз рисковал жизнью, спасая экипажи других военных самолётов, потерпевших бедствие, отчаянно сражался, потому что ненавидел войну.

4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери явился по месту мобилизации на военный аэродром. Это было его ответом на уговоры друзей отказаться от рискованной карьеры военного лётчика. Он писал: «Я обязан участвовать в этой войне. Всё, что я люблю, — под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кому не всё равно, хватают вёдра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это».

31 июля 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полёт, из которого не вернулся.

Только в 1988 году в море близ Марселя рыбак обнаружил браслет. На нём было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену лётчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери. В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, принадлежавшего Сент-Экзюпери.

Жизнь военного лётчика, писателя и философа убедила Экзюпери в несовершенстве мира, который держится только на любви, заботе, честности и ответственности. Мы в ответе за тех, кого приручили» — одно из самых часто цитируемых выражений, ставших аксиомой в построении гармонии отношений человека с человеком и природой.

Чудесная сказка для детей и книга против расчеловечивания человека – вот что получили мы в наследство от французского пилота. «Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», — написал Экзюпери в посвящении к книге.

Рисунки в книге выполнены самим автором и не менее знамениты, чем книга. Это — органическая часть произведения. Даже сами герои сказки ссылаются на рисунки и спорят о них.

Маленький принц проводит время, приводя в порядок свою планету, выпалывая баобабы, которые всё норовят глубоко укорениться и заполонить всё вокруг. Наблюдает закаты, которые на его малой планете можно увидеть несколько десятков раз в день. Но почувствовав себя несчастным, Маленький принц улетает, чтобы изучить и познать другие места Вселенной. Он встречает много странных взрослых: короля, которому кажется, что он правит звёздами, честолюбца, который хочет, чтобы окружающие им восхищались, пьяницу, который пьёт, чтобы забыть, что ему совестно пить, делового человека, который постоянно считает звёзды, думая, что владеет многими из них и хочет купить ещё больше, фонарщика, который, верный своему слову, каждую минуту зажигает и тушит фонарь, и географа, который записывает в книгу рассказы путешественников, но сам никогда не путешествует. Эти персонажи книги – собирательный образ заблуждений и пороков человечества. Но здесь же и трогательно оберегаемая роза – символ любви, и Лис – верный и преданный друг.

«Маленький принц — это тот, кто есть в каждом из нас. В попытке не потерять своего «маленького принца» мы и делаем этот спектакль», — говорит режиссер Юрий Титов.

В мире больше нет театра, который достиг таких вершин в передаче идеи и смысла с помощью кукол, которые умеют создавать образы, характеры и смыслы. Сергей Образцов в одном из интервью говорил о том, что это не актёры одушевляют его кукол, а кукла и актёр – это сложное единое целое.

Несколько поколений детей нашей страны выросло на бесхитростной, но точной и адресной дидактике. Театр Образцова – это зал, куда приводят своих детей те, кто получил уроки воспитания здесь в детстве, и те, кому посчастливится увидеть «Маленького принца».

Спектакль, показ которого решили продлить из-за каждого аншлагового представления, сделали художник-постановщик — Валентина Останькович, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска», музыку написал композитор Николай Орловский, вместе с куклами работают актёры Александр Городиский, Анна Суворова, Екатерина Хворостенко, Елена Ковальчук, Кирилл Сухановский, София Элик.

Важно. Посещение спектаклей театра по предъявлению куар-кода.

Популярные новости