АРТЕМИЗИЯ НЕАПОЛИТАНСКАЯ ⋆ Apollo
АРТЕМИЗИЯ НЕАПОЛИТАНСКАЯ
Персона
22 марта 2023

Палаццо Пьячентини, возведенный в конце 30-х годов прошлого века по проекту Марчелло Пьячентини, — достопримечательность Неаполя сам по себе. Знаменитый архитектор, чьи монументальные постройки имеются практически во всех крупных городах Италии, спроектировал это здание для банка Неаполя. Сейчас там музей.

Неаполь — Gallerie d’Italia: зал выставки Артемизии Джентилески

Дело в том, что со времен династии Медичи итальянские банки преумножают и хранят не только деньги, но и произведения искусства. Для того, чтобы не только обладать, но и показывать публике свои сокровища, банк Intesa Sanpaolo, например, выстроил целю сеть музеев, объединенных общим названием Gallerie d’Italia. Одна из этих сокровищниц изящного искусства (кроме Yеаполя, художественные галереи Bнтезы существуют в Милане, Турине, Виченце) и расположилась в обширнейшем дворце Пьянчентини.

Помимо демонстрации постоянной коллекции, в музее устраиваются выставки. Сейчас там проходит показ произведений Артемизии Джентилески, легендарной итальянской художницы, последовательнице Караваджо, одной из немногих женщин XVII века, отстоявших право профессионально заниматься живописью.

Художница снискала славу не только своим талантом, но и удивительной смелостью и твердостью характера. Понять творчество Артемизии Джентилески невозможно, не зная обстоятельств ее жизни. Выросшая в семье известного по тем временам римского художника Орацио Джентилески (дочь в своем творчестве многократно превзойдет отца) Артемизия, подверглась в юности сексуальному насилию. Такое часто случалось в те времена и в той среде. Однако вместо того, чтобы (как это было принято опять–таки в те времена и в той среде) замять это дело деньгам или браком, отважная дева обвинила обидчика в суде, прошла через тяжелый и унизительный процесс и выиграла его. А затем, как сказал бы современный психоаналитик, сумела сублимировать свои переживания, гнев и обиду в свои картины.

Нынешняя выставка, собравшая более пятидесяти полотен школы (ботеги, как скажут итальянцы) Артемизии Джентилески — ей самой принадлежит 21 из выставленных картин, — посвящена неаполитанскому периоду творчества художницы. Годы, проведенные в этом городе (1630- 1652 не считая несколько лет проведенных в Лондоне), критики считают самыми плодотворными.

Не удивительно, что многие полотна этого периода находятся теперь в лучших художественных музеях мира и в частных коллекциях , откуда они временно вернулись в Неаполь. Среди демонстрирующихся на выставке полотен такие несомненные шедевры, как «Юдифь и ее служанка с головой Олоферна», находящийся в постоянной экспозиции национального музея Осло , «триумф Галатеи», прибывший из вашингтонской национальной галереи, «автопортрет Артемизии Джентилески» из Национальной библиотеки Франции (Париж).

Артемизия Джентилески. «Автопортрет в образе Святой Екатерины». Холст . Масло 71.4 х 69 см, Коллекция Национальной Галереи Лондона © the National Gallery London 

В экспозиции много работ из итальянских музеев, как например, «благовещение» из коллекции неаполитанского музея Каподимонте или «автопортрет Артемизии Джетнилески в виде аллегории живописи» из Римской галереи античного искусства. Есть полотна из сокровищницы самого банка Intesa Sanpaolo как например «Самсон и Далила». Но особенно гордятся устроители выставки «автопортретом в образе святой Екатерины». Это обнаруженное лишь в 2018 году полотно, в том же году было продано на парижском аукционе за рекордную для картин Артемизии Джентилески сумму в 2 360 600 евро. Лондонская национальная галерея, владеющая теперь автопортретом, любезно предоставила его для экспозиции в Неаполе, где его увидели впервые. Выставленный в центральном зале, «автопортрет в образе святой Екатерины» является визитной карточкой и талисманом выставки.

Артемизия Джентилески «Самсон и Далила». Холст. Масло 90.50 х 109.50 см, коллекция Intesa Sanpaolo. Archivio Patrimonio artistico Ontesa Sanpaolo / © Claudio Giusti

Между лондонским музеем и Gallerie d’Italia в последние годы установилось тесное сотрудничество, плодом которого в определенной степени и явилась нынешняя выставка, инициаторами которой стали вице-директор Gallerie d’Italia Aнтонио Эрнесто Денунцио (и куратор Джузеппе Порцио при непосредственном участии директора национальной галереи Лондона Габриэлы Финальди. Их совместная искусствоведческая работа явилась первым серьезным изучением неаполитанского периода Артемизии Джентилески.

Прибывшей летом 1630 года в Неаполь художнице 37 лет, и она уже зрелый, признанный мастер, первая в истории женщина, принятая в академию живописи Флоренции. К этому времени Артемизия успела поработать в таких художественных цитаделях как Рим, Флоренция и Венеция. Но только Неаполь, по ее же признанию, стал тем городом, где бы она осталась навсегда.
Столица неаполитанского королевства, коим в те времена был этот живой, артистичный и большой город (второй в Европе по населению после Парижа) по сути стал для художницы второй родиной.

Артемизии все удавалось в Неаполе. У нее впервые появляется мастерская. Ей покровительствуют сицилийский принц дон Антонио Руффо. К ней милостив и король Испании Филипп. Она принята в местной художественной среде. С ней с удовольствием сотрудничают такие маститые мастера, как Массимо Станционе, Франческо Гуарино, Андреа Ваккаро. Их полотна тоже представлены на выставке. Как и доставленное из частной коллекции «Похищение Европы» Анеллы ди Розы, неаполитанской художницы, чье наследие было открыто критиками совсем недавно.

Неаполь — Gallerie d’Italia: зал выставки Артемизии Джентилески

Артемизии нужны помощники. У нее множество заказов, причем не только от местной знати и буржуазии, но и от официальных властей. Среди них целых три заказа на монументальные полотна, которые должны увековечить кафедральный собор в Поццуоли.

Впервые в жизни Артемизия – рассказывает куратор Джузеппе Порцио, — стояла задача написать три разных полотна, изображающих один и тот же собор, с чем она успешно справилась, продемонстрировав свое несомненное мастерство.

Однако, как признает куратор, Артемизиа Джентилески пережила в Неаполе не только свой творческий взлет, но и его постепенный закат. Особенно он сказался после возвращения из Лондона, где художница провела несколько лет в надежде стать придворной живописицей. Артемизия скончалась в Неаполе, по одним сведениям, в 1852 а по другим – в 1654 году, вероятнее всего от чумы. Ее могила утеряна.

Елена Пушкарская, Рим — Неаполь

Популярные новости