RIVA: ЛОДКИ КАК ИСКУССТВО ⋆ Apollo
RIVA: ЛОДКИ КАК ИСКУССТВО
Стиль
22 февраля 2019

Все, что строит итальянская верфь Riva, неминуемо становится легендой ‒ будь то Rivarama 2002 года рождения или воспетые в великих фильмах и поныне со свистом улетающие на аукционах деревянные runabouts 50-х. Речь не о музейных экспонатах ‒ весь этот флот, сияющий отполированными бортами из красного дерева, до сих пор на плаву, причем в самых роскошных уголках мира.

Все началось в 1842 году, когда молодой итальянский плотник Пьетро Рива переехал в городок Сарнико на острове Изео и начал ремонтировать лодки местных рыбаков. Через некоторое время он получил первый заказ на строительство новой лодки, а вскоре после этого основал и целую верфь. Пьетро Рива, а затем и его сын Эрнесто строили рыболовные лодки и озерные суда ‒ грузовые и пассажирские, на чем соорудили себе весьма серьезную репутацию, а в 1881 году впервые оснастили лодку двигателем внутреннего сгорания. Но лишь после Первой мировой внук основателя, Серафино Рива, начал превращать семейное дело в историю, полностью свернув производство коммерческих кораблей и начав строить частные моторные лодки.

Не то чтобы Серафино был великим менеджером ‒ он просто любил гонки. В начале XX века моторные лодки если и могли обгонять парусные, то с большим трудом. В 1912 году Серафино установил рекорд, сумев разогнаться на своем любимом катере аж до 24 км/ч! К началу 1920-х скорости на воде уже перевалили за сотню, а в 1935 году лодка Riva выиграла водно-моторное первенство Италии. Так имя бренда стало ассоциироваться со скоростью. Что бы ни строил Серафино Рива, у него всегда получались настоящие гоночные болиды. Но кому они стали нужны в послевоенной Италии?..

Тем временем в Америке вернулся к мирному производству судостроительный гигант Chris-Craft. Еще в 1920-е годы «джентльменские лодки» Криса Смита стали символом belle époque и непременным атрибутом красивой жизни в стиле Великого Гэтсби. Это тоже легенда, и в Америке ‒ обычная история получить в наследство дедушкин Chris-Craft. Именно на такие лодки и нацелился повзрослевший сын Серафино ‒ Карло.

Карло Рива, в отличие от отца, не упивался скоростью и не имел ни малейшего желания сверлить каждую дырку вручную. Итальянская «профессиональная деформация» маниакального ручного труда его миновала. Он мечтал наладить серийное производство и бредил идеей внедрения в производство лодок передовых технологий автомобилестроения, как у Chris-Craft, что позволило бы значительно снизить цены, а Карло Рива не мог не думать об этом, как, впрочем, и большинство итальянских предпринимателей в послевоенное время. Подходящих двигателей в Европе было не найти. Достать их можно было только в США и только у Chris-Craft. Именно туда Карло и направился после очередного скандала с отцом.

Разъяренный амбициозностью своего сына Серафино дал ему три года на реализацию задуманного. В случае неудачи Карло грозило навсегда распрощаться с мечтой. Правда, в случае успеха отец пообещал передать сыну верфь. В Детройте Карло Рива вежливо объяснили: минимальный заказ ‒ 50 моторов. Денег же было всего на полдюжины, и, не придумав ничего лучше, изворотливый латинянин заявил, что итальянское правительство разрешает поставку всего шести двигателей за раз. Контракт с отсроченным платежом, по его признанию, он подписывал трясущимися руками, но отступать было некуда.

В 1952-м году началось массовое производство лодок Riva: двухместный Corsaro, самый большой и скоростной Tritone, Scoiattolo с подвесным мотором и знаменитый Ariston, выпускавшийся почти четверть века. Потом появились Sebino, Florida, и, наконец, в 1962-м вышла самая знаменитая модель ‒ Aquarama, получившая титул самой красивой лодки XX века.

Но самой гениальной находкой Карло Рива был не дизайн, не материалы и даже не привлечение лучших инженеров. Он предлагал своим клиентам войти в историю: создавая все условия для обслуживания и стоянки яхт в лучших местах средиземноморского побережья, Карло сумел сделать так, что его лодки стали покупать актеры, спортсмены, бизнесмены и королевские особы. Как и Chris-Craft в Америке, Riva быстро стала must-have – символом качества, хорошего вкуса, красивой жизни и успеха. Ежегодные гонки Riva Trophy – мероприятия для владельцев легендарных лодок – и по сей день являются местом встреч как винтажных, давно снятых с производства, так и новейших моделей Riva, которые совсем не похожи на лакированные шедевры 50-х.

Последняя деревянная лодка Riva была построена в 1996 году, но эксперименты с новым тогда материалом ‒ стеклопластиком ‒ начались еще в конце 60-х. Карло Рива лучше многих понимал, что нельзя стоять на месте, и никогда не уставал пробовать новое. Так, с начала 70-х большинство лодок Riva строились уже из стеклопластика. Именно тогда среди моделей верфи стали появляться большие яхты, такие как Riva Super America. По сравнению с «джентльменскими лодками» золотого века выглядели они, прямо скажем, странно, но заработанная десятилетиями репутация помогла Riva пройти этот опасный поворот в своей истории и подняться на новую высоту.

В 2000-е Riva перешла во владение концерна Ferretti Group, где по достоинству сумели оценить великое наследие. Нет, Riva не вернулась к производству деревянных шедевров. Она пошла дальше, намного дальше. Лучше всего понять, что такое Riva XXI века, можно на примере лодки Rivarama. Роскошное расточительство пространства пришло в гениальную голову дизайнера Мауро Микели как раз в тот момент, когда другие верфи больше думали о том, как разместить максимальное количество пассажиров на минимальной площади. Rivarama ‒ это 44 фута длины и всего одна каюта формата президентского люкса. Лодка для двоих ‒ все остальные могут подождать на берегу. Многие последующие проекты Riva выглядели как «чистое искусство», что не мешало им отлично продаваться. Почему? Вопрос надо задавать все тому же Мауро Микели, который не признает математики и маркетинговых исследований ‒ только идею в своем первозданном виде. А еще умеет различать более 150 оттенков черного.

Сегодня размеры яхт Riva перевалили за 100 футов: при такой длине большинство верфей предлагает серьезную кастомизацию, когда всю «начинку» яхты можно выполнить по вкусу клиента. На Riva вкусы клиентов уважают и готовы придавать яхтам индивидуальные черты, но также умеют говорить твердое «нет». Как ни странно, большинство покупателей именно это и привлекает. Сюда приходят за предложением, от которого невозможно отказаться. За тем самым стилем Riva. И подделать его пока еще ни у кого не получилось.

Анна Сорокина.

Популярные новости