ИНТЕРВЬЮ: ПАНАЙОТИС ЖЕРВАС
Взгляд
10 сентября 2019

Панайотис Жервас – куратор и коллекционер, административный советник греческой федерации Юнеско и президент клуба Юнеско в Ахайя (Пелопоннес), основатель и генеральный директор компании Zervas Аrt. В его собрании на данный момент около 8000 картин художников со всего мира. За почти 20 лет работы Панайотис провёл свыше 60 симпозиумов и выставок в Европе. Художник и обозреватель Apollo Глеб Скубачевский встретился с господином Жервасом, чтобы обсудить границы искусства, международный арт-рынок и формат художественного симпозиума как таковой.

– Многие не знают, что такое художественный симпозиум. Расскажите, что из себя представляет подобный формат и с какой целью Zervas Аrt проводит подобные мероприятия?

– Симпозиум – это место объединения художников из разных стран. Это форма международного культурного обмена, площадка, где все говорят на одном языке – на языке искусства. Художники работают вместе, перенимают друг у друга опыт. Мы проводим мастер-классы, где авторы рассказывают о себе и показывают зрителям и художникам, как они работают. Такого рода проекты способствуют не только творческому обмену между художниками, но и позволяют осуществить диалог и интеграцию различных культур в едином художественном процессе.

– Как вы пришли к решению заниматься организацией подобных мероприятий?

– Ещё ребёнком я понял, что искусство – это единственный путь и способ выйти за рамки замкнутого круга религии, образования, семьи и общества. В 1999 году я решил открыть Zervas gallery.

– Из каких стран к вам приезжают художники?

– Когда я проводил свой первый симпозиум в 2002 году, я даже не думал, что проект станет настолько масштабным. К нам приезжали художники более чем из 80 стран мира, были и разные талантливые и интересные художники из России. Я убеждён, что искусство – это универсальный язык общения, сближающий людей разных национальностей и вероисповеданий.

– Какие качества в художниках вы больше всего цените?

– Я обращаю внимание на оригинальность мышления, любопытство, восприимчивость и только потом на технику. Главное для меня – это личность художника.

– А что самое главное в вашем деле?

– Каждый раз я начинаю всё заново, не люблю останавливаться на достигнутом и всегда стараюсь открывать для себя новые пространства.

– Какие страны, по вашему мнению, сейчас являются лидерами рынка искусства?

– Если отмести традиционных лидеров, то мне хотелось бы отметить «вспышки» удивительных работ в арабских странах. Часто в тех странах, где до сих пор присутствует догматизм и угнетение мы видим, как художник взрывается и создаёт шедевр.

 – Среди художников, принимающих участие в симпозиуме, много признанных мастеров?

– В первых симпозиумах принимали участие только известные художники, профессора вузов. Потом ситуация несколько изменилась. Мы стали приглашать более широкий круг авторов.

– Что для вас искусство?

– Для меня искусство – это конец и начало абсолютно всего. Неотъемлемая часть человеческого достоинства. Я верю, что настоящее искусство способно изменить жизнь человека.

– Сегодня у искусства есть границы или всё же нет?

– Живопись была первой формой письма, которое нам оставили наши предки. Традиции живописи зародились миллионы лет назад. Искусство не может подчиняться кому-то и иметь какие-то ограничения. Иначе это не искусство.

– Каковы ваши планы на будущее?

– Я много лет занимаюсь очень большим проектом: это создание огромного арт-кластера, большого культурного центра. Там будут и галереи, и музей с моей коллекцией, отель и школа. Там обязательно будут оливковые рощи и виноградники. Мы даже хотим сделать винодельню. В общем, планы очень большие. Всё усугубляется тем, что Греция не очень богатая страна и нам сложно найти достаточно средств для реализации проекта. Но я верю, что мы всё-таки это сделаем.

Глеб Скубачевский

Популярные новости