ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА ⋆ Apollo
ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА
Персона
24 февраля 2022

144 года назад родился художник, который работал в разных стилях: импрессионизм, неопримитивизм, футуризм, кубизм — и даже создал свой собственный.

23 февраля 1878 года (по другим источникам, 1879) родился Казимир Малевич, русский и советский авангардный художник, основоположник супрематизма.

В начале XX века художники активно искали новые формы для реализации авторских высказываний и актуальных смыслов. Манифестация современных подходов часто представляла собой отказ от устаревших методов прошлого, демонстрацию их несостоятельности. В противовес академизму и уже существующим авангардистским течениям Малевич выдвигает новое направление — супрематизм.

Чёрный квадрат, 1915

Самый яркий пример супрематического искусства, «Черный квадрат» Малевича, был написан в 1915 году, но и сегодня остается одной из самых обсуждаемых и узнаваемых картин в мире. Другая его работа под названием «Супрематическая композиция» (1916) входит в рейтинг самых дорогих картин в мире, в 2018 году она была куплена за 85,8 млн долларов и стала первой по стоимости среди произведений русского искусства.

Казимир Малевич был не только художником, но и теоретиком искусства. В его манифестах раскрыт идеологический замысел и художественный метод супрематистов: испытание возможностей геометрической формы и цвета в искусстве полной беспредметности.

В статьях Малевич утверждает самодостаточность живописи, которая должна быть «самобытна и самодельна», независима от вещей и «сутолоки жизни». Искусство, копирующее реальность, не содержит творчества, а является ремеслом, поэтому художник-супрематист не должен брать за основу уже созданную в природе форму, повторять или изменять уже существующее. Избавление от всего лишнего гарантирует искусству и творцу полную свободу: логику диктует сама живопись — и требует она только цвета и формы.

Ответ на вопрос, в чем заключается смысл супрематических картин Малевича, содержится в его словах: «Запросы миллионной толпы — что означают эти формы или что хотел этим сказать художник<?> Не знаю, <как> ответил бы Бог, создатель мира, что он хотел сказать, когда создавал человека или лошадь. Хотя <это> так просто — каждая форма творческая есть знак свободный».

Популярные новости