ЛЮБОВНИКИ. СУЩЕСТВО С ДВУМЯ ГОЛОВАМИ
Взгляд
22 февраля 2019

Они встретились в Амстердаме в 1975 году. Она ‒ дочь югославских партизан, которых после окончания Второй мировой войны считали национальными героями, воспитанная в армейской строгости и получившая прекрасное образование в университете искусств в Белграде. Он, совершенно непохожий на нее, казался ей жутко талантливым, своеобразным, состоявшимся художником, с дерзким взглядом на искусство, который не ограничивал творчество двухмерным пространством и вплетал перформанс и фотографию в свои фантастические задумки.
 
Уве Лайсипен (или коротко ‒ Улай) родился в Западной Германии и был похож на русскую охотничью собаку, как она его ласково называла. Марина Абрамович впервые встретила Улая в странном образе полумужчины-полуженщины, правая сторона его лица была мужской ‒ небритой и курящей сигарету, а левая ‒ женской, с макияжем и париком. 

Они родились в один день. До встречи друг с другом у обоих была привычка вырывать страницу 30 ноября из календарей и еженедельников, настолько они ненавидели свой день рождения. В самом начале отношений они решили расстаться, чтобы убедиться в серьезности своих чувств и встретиться спустя время вновь где-нибудь между Белградом и Амстердамом. Они выбрали Прагу, и там их чувства вспыхнули с новой силой. Это была любовь мужчины и женщины и одновременно брата и сестры, союз двух творческих единиц, физическая страсть, эмоции, чувства. Это была всепоглощающая и безусловная любовь.

Тогда они решили жить вместе и объединились в творческий тандем. Художники растягивали рулоны бумаги на стены, без устали выписывали и набрасывали идеи, задумки, которые рисовали в своем воображении, стараясь отыскать общие точки слияния двух гениев. Став единым целым, они поселились в маленьком фургоне, переезжая в нем с места на место. Марина и Улай называли свою жизнь «постоянным движением» (Permanent movement на англ. – Прим. ред.). Аскетичный образ жизни на колесах, собака Альба, их безусловная любовь и неустанное совместное творчество – это все, что было во Вселенной двух абсолютно счастливых людей.
 
Они жили такой простой жизнью на протяжении пяти лет, и эти годы оба считали лучшими в жизни. Их быт был примитивным и патриархальным. Марина шила, вязала и готовила еду из того, что приносил Улай. Они доили овец в горах, делая сыр и творог, мерзли в снежных районах в своем фургоне, согреваясь теплом друг друга и собаки, и создавали искусство. Вместе. Совместные работы двух художников нестандартного, непонятного для многих искусства перформанса сразу привлекли внимание. Их роман и творческое объединение стало важным столпом в истории концептуального искусства.

Они стали институтом творчества и разделяли веру друг друга в то, что они могут привнести в мир нечто новое, повлиять на взгляды людей и сыграть важную роль в искусстве посредством перформанса.

Их личные отношения были гармоничными, простыми и понятными. У влюбленных не было секретов, они одинаково одевались и безгранично доверяли друг другу. А в своем творчестве они экспериментировали над проблемой отношений, эгоизмом двух существ по отношению друг к другу, доводя этот конфликт до экстремальной точки. Эти представления были неудобными, зачастую отталкивающими, пугали зрителя и вызывали отвращение. Таким образом, цель художников была достигнута: вызвать яркие эмоции у зрителя, заставить его задуматься. Улай никогда не репетировал предстоящие перформансы. Он верил, что магия происходит, когда они воплощают идею на глазах у публики, с выбросом тех эмоций, которые они не планировали. Он чувствовал, что имеет значение только здесь и сейчас.

Так, в ходе одного из своих перформансов с красноречивым названием «AAA-AAA» художники садились друг напротив друга и издавали длительный вокальный звук. Он постепенно усиливался и перерастал в непрерывный крик, их лица сближались, и они начинали кричать друг другу в рот, пока оба не охрипли. Этот перформанс 1978 года был посвящен конфликтным отношениям, в которых люди создают напряжение криками и давлением на своего партнера или объект любви.

В перформансе Rest Energy Марина держала лук, Улай, натянув тетиву, удерживал пальцами стрелу, направленную прямо в сердце Марины. Оба стояли, откинувшись назад, держась лишь за лук и стрелу. Центр тяжести тел был смещен на лук. Маленькие микрофоны записывали нарастающее биение сердец Марины и Улая. Они часто использовали собственные тела в качестве медиума, отодвигая границы боли, страха и возможностей. Тут Марина даже превосходила Улая, зачастую подвергая свою жизнь опасности ради выражения идеи. Ей было важно настроить связь с аудиторией и передать смысл посредством вовлечения последних в свои перформансы, делая их участниками социального эксперимента.
 
Как считает сама Марина, одной из самых ярких и страшных ее работ стал перформанс «Ритм 0». Абрамович решила позволить аудитории создать перформанс и поучаствовать в нем. На столе было 72 предмета, от безобидных пера и розы до ножниц, ножа и заряженного пистолета, включая записку о том, что она несет полную ответственность за все, что может с ней произойти во время перформанса, и разрешает делать что угодно с ее телом с помощью предметов со стола. Сначала люди были добры и использовали нейтральные предметы, гладили пером и даже целовали Абрамович. Но постепенно аудитория стала переходить на опасные предметы. Они царапали ее кожу шипами роз, разрезали одежду и оставили голой. Марина стояла со слезами на глазах, не шевелясь. Зрители причиняли ей боль. Один мужчина приставил заряженный пистолет к виску Марины, положив ее палец на курок, пока представитель галереи не отобрал пистолет. Спустя 6 часов, по окончании перформанса, Марина начала двигаться и сделала шаг навстречу толпе. От неожиданности люди отпряли и стали разбегаться. Этот социальный эксперимент показал, насколько опасным и жестоким может быть человек, если ему дать возможность оставаться безнаказанным, и как он, столкнувшись с настоящей человеческой силой, демонстрирует свою слабость и трусость.


 Марина и Улай объявили себя коллективным существом с двумя головами. Художники осознанно отбросили свое эго. Имели значение лишь совместные интересы, их искусство и результат. Шли годы. После девяти лет совместной жизни, творческого тандема и любовных отношений на идеальной картинке «Улай ‒ Абрамович» появилась трещинка. Они стали развиваться в разных направлениях и ощутили, что стали отдаляться друг от друга. Улаю сложно было справиться с мыслью, что они стали идолами, популярными людьми, а для такого анархиста, как он, это был приговор. Он устал от такого образа жизни, а Марина никак не могла понять, что именно идет не так, в чем ее ошибка. По словам Абрамович, в последние годы их романа у Улая стали появляться другие женщины, и это еще больше раскололо их союз.

В свои счастливые годы они мечтали совершить перформанс-паломничество по Великой Китайской стене. Начав свой пеший путь с разных концов, на середине они хотели пожениться. Однако китайские власти дали им разрешение на это только спустя восемь лет. Понимая, что их дороги расходятся, они все-таки решили пройти этот путь, назвав этот перформанс «Любовники». В марте 1988 года Марина стартовала от Желтого моря (как символ женского начала), Улай из пустыни Гоби (как символ мужской энергии). Они шли три месяца. 90 дней. 2500 км. Чтобы, встретившись, обняться в последний раз и проститься навсегда. Путь одиночества, который прошли Улай и Марина наедине со своими мыслями, подготовил их к неминуемому расставанию, к осмыслению своей уходящей любви, счастливых лет и ярких моментов, которые остались в прошлом.

Жизнь не научила Марину быть одной. Она даже не знала, как заплатить по счетам, ведь до их разрыва этим занимался Улай. Ей было страшно и одиноко. Она не представляла жизни и творчества без него, считала себя «недостаточной» и долгие годы не могла простить ему свое разбитое сердце и расставание.

В 2010 году, в музее МоМА (Нью-Йорк) состоялся знаменитый перформанс Абрамович под названием «В присутствии художника» (The Artist is Present на англ. – Прим. ред.). В течение трех месяцев Марина абсолютно беззвучно и неподвижно сидела в центре зала музея и смотрела в глаза каждому, кто пожелал сесть напротив. Желающие приезжали со всех уголков мира, чтобы только ощутить на себе ее пытливый и загадочный взгляд. Сама художница сказала, что испытала мощную трансформацию, встретившись с тысячами открытых и уязвимых взглядов незнакомцев. В один из таких дней напротив Марины оказался Улай, с которым она не виделась 22 года.

Химия двух любящих сердец, красноречивые взгляды родственных душ, безмолвный диалог, ставший одним из самых волнующих моментов перформанса. Что испытала Марина, увидев главную любовь своей жизни, партнера в их удивительном творчестве? Она нарушила правила своего перформанса и протянула ему руки. В ответ он взял ее руки в свои. Этот продолжительный взгляд, эта встреча, этот разговор без слов позволили им забыть прежние обиды, принять друг друга и, наконец, простить.

В 2016 году произошел новый, несколько прозаичный и неприятный виток в их истории. Улай подал в суд на Марину за то, что она не платила ему за использование их общих работ во время своих перформансов и не указывала его имя. Улай выиграл суд. И даже несмотря на эту историю, они нашли в себе силы снова простить друг друга, отпустить обиды, стать близкими друзьями и снять фильм о своей жизни и отношениях.

Невероятный роман Марины и Улая был неизбежным и судьбоносным. Неизвестно, каким было бы современное искусство без их творческого любовного тандема. Их работы ‒ одни из самых выдающихся в истории перформанса ‒ поражают своей откровенностью и проникновенностью. А любовь? Любовь осталась с ними, согревая воспоминаниями их сердца. Им точно будет что вспомнить в конце жизни.

Юлия Ботнарь.

Популярные новости