МАЙАМИ ART BASEL 2018: ПОДВОДЯ ИТОГИ ⋆ Apollo
МАЙАМИ ART BASEL 2018: ПОДВОДЯ ИТОГИ
Персона
07 февраля 2019

Современное искусство это то, что происходит здесь и сейчас. Такое мнение давно витало в воздухе, но мало кто воспринимал его всерьёз. С ним можно легко поспорить в теории, но сложнее на практике. В декабре, меккой современного искусства становится Майами со своим Art Basel.

Перед погружением в бурную культурную жизнь города, стоит отметить, что Майями не совсем Америка  — 70 % населения латиноамериканцы, а по мере удаления от паспортного контроля английская речь слышится всё реже. Латиноамериканские мотивы добавляют колорита и кружат голову похлеще рома. По духу свободы, раскрепощённости, лёгкому отношению к жизни у города нет равных. Только тут в полной мере начинаешь верить, что нет ничего невозможного, стоит лишь действительно захотеть. Тропический климат города располагает и заряжает энергией, необходимой для посещения как минимум трёх арт-событий в день. Переходя с одной ярмарки на другую, общаясь с творцами современности ты вдруг понимаешь, что твоё мировосприятие никогда не будет прежним, жизнь набирает обороты и ты уже сам становишься частью того самого искусства под названием «Жизнь». Современное искусство призывает жить здесь и сейчас.

Город во время проведения Art Basel становится центром притяжения для любителей и профессиональных ценителей искусства со всего мира. Майами, со своим свободолюбивым нравом, не терпит снобизма ни в каком его виде, стирая грань между «высоким», проще говоря дорогим, искусством и street-art-ом, который увеличился до гигантских масштабов и занял собой целый квартал Wynwood.

Street-art — активно-развивающееся уличное урбанистическое искусство, в котором превыше всего ставится идея, а не академические художественные способности.

Разве можно постичь суть современного искусства, исходя исключительно из классических канонов золотого сечения?

Выставка Art Basel, cтавшая в этом году 17-ой по счёту, завершилась стабильными продажами на всех уровнях ярмарки. Основная площадка Art Basel в Конвеншн центре стала меньше по размеру: сократилось количество галерей, но выше по качеству выставленных экспозиций. Участники и посетители высоко оценили дизайнерскую мысль в оформлении экспозиционного пространства. Оно стало более изысканным и просторным. В недавно спроектированном бальном зале удалось разместить авторскую инсталляцию Абраама Крузвиллегаса “Настаивать, настаивать, настаивать…”. В выставке приняли участие 268 ведущих галерей из 35 стран мира, которые представили уникальные шедевры современности — живопись, скульптуру, фотографию, работы на бумаге и плёнке. Многие из работ были созданы специально для ярмарки. Art Basel Майами-Бич в очередной раз укрепил свои позиции в качестве главной художественной ярмарки не только в Америке, но и в мире. Её посетили 83000 человек, в их числе влиятельные коллекционеры, директора, кураторы, попечители, меценаты из более чем 200 ведущих музеев и культурных учреждений. Среди них: Музей «Альбертина», Вена; Центр Помпиду, Париж; Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк; Creative Time, Нью-Йорк.

Латиноамериканский рынок продолжает набирать обороты — выставку посетило много коллекционеров из Перу, Бразилии и Колумбии. Продано много работ молодых кубинских художников. Особо стоит отметить, что стало больше работ художниц женщин — Сесили Браун, Таубы Ауэрбах, Софи Калле, Сары Чарльзуорт, Лиз Глинн, Кади Ноланд, Дженнифер Бартлетт и Шерри Левайн.

К уже ставшими традиционными Art Miami, Design Miami, NADA Miami, Pulse Miami Beach и Untitled присоединились демократичные Aqua Art Miami, Context Art Miami, INK Miami Art Fair, Pinta Miami, Prizm Art Fair, Red Dot Miami, Satellite Art Show, Scope Miami Beach и Spectrum Miami.

Все дочерние ярмарки, возникшие благодаря Art Basel, являются лишним доказательством того, что искусство в классическом его понимании не только изжило себя, но и перестало этого стесняться. Нельзя сказать, что художники современности без уважения относятся к культурному наследию предков, но и трепетать перед ним больше точно не хотят. И это закономерно. Сильное разочарование в ценностях западной цивилизации стало заметно ещё после Первой мировой войны. Достойной альтернативы не было найдено и образовалась пустота, которую необходимо было заполнить. Общие идеи красоты устарели и перестали отвечать времени, а новые не были найдены. Эти тенденции прослеживаются во всех сферах, не только в искусстве — институт семьи и брака всё больше теряющий свою силу в традиционном его представлении. Можно сколько угодно рассуждать о вечных ценностях, клясться в любви до гроба у алтаря, но статистика неумолима и её не обманешь. Может наконец пришло время принять себя и перестать гнаться за недостижимыми  идеалами, навязанными извне..?

Мы живём в интересное время. Ведь у нас есть возможность быть не просто немыми свидетелями этой вакханалии, но и принять в ней участие. Возникает устойчивое ощущение, что старое сознание стагнирует развитие, а оно неизбежно. Жизнь идёт и её нельзя остановить.

Консерваторы всеми силами пытаются удержать несущийся поток новых идей, форм, представлений. Но стоит ли спасать то, чего по сути, уже и так нет?

Искусство наших дней это скорее поиск, оно ставит больше вопросов, чем даёт ответов. Граница между реальностью и искусством достаточно эфемерна. К чему всё это приведёт?

Дарья Оссовская.

Популярные новости