РЕТРОСПЕКТИВА ИЛЬИ РЕПИНА В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ
Взгляд
25 июня 2019

В Третьяковской галерее открылась масштабная выставка Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), одного из главных художников конца девятнадцатого и начала двадцатого века в России. По творчеству автора можно проследить не только его эволюцию, но и эволюцию русского искусства того времени.

Мало кто знает, что с 1918 по 1930 гг. Репин жил и работал в Финляндии. Усадьба «Пенаты», которую он приобрёл в 1899 году, примерно в сорока километрах от Санкт-Петербурга оказалась на территории Финляндии после признания её независимости. Репин плохо принимал революционные настроения и резко отзывался в прессе о том, что происходило на родине. Огромное количество его работ осталось в Москве и Петербурге.

В период с 1918 года по 1930 гг. в скандинавских странах состоялось 24 выставки художника. До революции его работы не были представлены на персональных выставках за границей, но после закрытия границы, революции и национализации вкладов в банках России ситуация изменилась. Из-за отсутствия возможности вывезти в Финляндию все свои произведения Илья Ефимович оказался в сложном положении, в том числе и финансовом.

С 1918 года художник начинает активно выставляться в салонах и музеях Финляндии и пытается продавать свои работы. В 1919 году Илья Репин много работает, дописывает четыре больших холста к выставкам в Стокгольме, в 1919 году и в Нью-Йорке, в 1921 году.

Он был очень хорошо встречен художественными критиками Скандинавии. Оскар Костиайнен писал о картинах Репина: «Они так значительно выделяются на фоне всего другого – какое значение жизни и её формы! Ваши выставки здесь – праздник искусства».

Работы Репина с выставок 1920-х годов разошлись по всему миру. На выставках в Стокгольме и Нью-Йорке Илья Ефимович показал более 40 работ. В 1920 году у художника проходит выставка в Хельсинки, в 1921 – в Териоках и Выборге, в 1922 – в Тампере.

Финский корреспондент Вилли Таммела в своей статье о выставке 1925 года назвал художника обладателем великого дара артиста, восхищаясь полнотой чувств его творчества.

В 1925 году художник много работает, купается в море, чем вызывает восхищение у гостей, которые навещают Илью Репина в Пенатах. В 1927 году в салоне Стриндберга показаны 23 работы мастера, написанные в двадцатые годы. Выставки 1927–1928 гг. пользовались большим успехом у посетителей и критиков. Из газетных статей 1920-х годов мы можем понять, каким было отношение художника к Советской власти.

 «И сам Ленин и его компания со всеми примадоннами, всё это – чердачные мечтатели времён студенчества, впервые узнавшие из книг о социализме и коммунизме и сейчас же попавшие на службу в дело организованного шпионства в Германии – специально для России, – разве они могут верить теперь в возможности коммуны у воров-грабителей?! Учредилки, расстрелы – вот их средства, наёмные латыши, китайцы – вот их опора. Шпионы, интриги, вот их изучение человеческих принципов».

Репин не переставал писать до последних дней жизни. В конце двадцатых годов его здоровье резко ухудшилось, художник сильно ослабел. Илья Ефимович скончался 29 сентября 1930 года и был похоронен в парке рядом с домом. Художник так и не вернулся в Советский Союз.

Творчество Репина в Финляндии остаётся наименее изученным искусствоведами и критиками из всех его периодов. На действующей выставке в Третьяковской галерее, которая продлится до 18 августа, скандинавскому периоду в творчестве художника посвящён отдельный большой зал. Интерес к этому периоду жизни мастера растёт, и я уверен, что мы ещё узнаем много интересного о творчестве одного из главных русских художников ушедшего века.

Глеб Скубачевский.

Популярные новости